Функции роспотребнадзора в сфере жкх

Полезная информация по вопросу: "Функции роспотребнадзора в сфере жкх" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Роспотребнадзор рассказал о проблемах в деле защиты прав потребителей в ЖКХ и определил приоритеты своей работы в сфере ЖКХ

Сегодня на коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был рассмотрен вопрос «Об организации взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов, осуществляющих государственный жилищный надзор, при реализации возложенных функций по защите прав граждан в жилищной сфере».

После того, как новой редакцией статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), действующей с 1 августа 2011 года, было не только введено понятие государственного жилищного надзора, но и установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение которого приведено в свою очередь в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), до настоящего времени не сформирована правовая база для полной реализации соответствующих законоположений, закрепленных в части 2 статьи 20 ЖК РФ, предусматривающих, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Остается открытым и вопрос о порядке (правилах) «осуществления Правительством Российской Федерации координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор», о которой говорится в пункте 16.2 статьи 12 ЖК РФ.

На этом фоне в отдельных субъектах Российской Федерации органы регионального государственного жилищного надзора зачастую уклоняются от реализации соответствующих полномочий, установленных статьей 20 ЖК РФ, связанных с проведением проверок (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ), выявлением и пресечением нарушений обязательных требований жилищного законодательства. Причем, в первую очередь, указанное выражается в отказе проверять обращения граждан по вопросам несоблюдения их прав, установленных такими нормативными правовыми актами жилищного законодательства как Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

При этом содержание жалоб потребителей во многом отражает уровень исполнения со стороны органов региональной и муниципальной власти своих полномочий в области жилищных отношений (в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно части 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), а большая часть всех обращений, как правило, касается различных аспектов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, правомерности начислений тех или иных видов платежей, параметров качества коммунальных услуг, проведения перерасчетов и иных связанных с вопросами оплаты жилищно-коммунальных услуг спорных ситуаций.

[3]

В этой связи на коллегии было отмечено, что при определении предмета проверок, проводимых соответственно в рамках регионального государственного жилищного надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, надлежит руководствоваться закрепленными в Законе № 294-ФЗ императивными принципами осуществления государственного контроля (надзора).

Так, пункт 5 статьи 3 Закона № 294-ФЗ к одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)относит «недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований».

О том же говорит положение, сформулированное в пункте 2 части 2 статьи 5 Закона № 294-ФЗ, согласно которому организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности осуществляется с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица.

Именно поэтому, с учетом содержания части 4 статьи 20 ЖК РФ, проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, должны осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора.

В числе таких нормативных правовых актов жилищного законодательства: постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Однако региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, осуществляемый органами государственного жилищного надзора, одним из предметов которого является проверка соблюдения (в рамках Закона № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, не включает в себя проверку соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей (статья 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон № 2300-1).

Соответственно федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона № 2300-1) не подразумевает проверку соблюдения (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 ЖК РФ), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ). Тем более, что приоритет норм ЖК РФ по данным вопросам закреплен положениями статьи 8 ЖК РФ.

Выдержка из ст. 40 Федерального закона №2300-1 — прим. ред.:
2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

Читайте так же:  В какой срок применяется дисциплинарное взыскание к работнику

5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1),

  • вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1).
  • При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
    Кроме того, Роспотребнадзором дополнительно будут предприняты определенные меры, направленные на оптимизацию государственного контроля (надзора) в жилищной сфере и установление эффективного межведомственного взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровне, в целях защиты соответствующих прав граждан.

    Функции роспотребнадзора в сфере жкх

    / Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
    О полномочиях Роспотребнадзора по контролю в сфере ЖКХ

    В Роспотребнадзор по Республике Алтай продолжают поступать обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

    Между тем, в связи с изменениями, внесенными в жилищное законодательство, вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относится к компетенции органов государственного жилищного надзора.

    Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор в Республике Алтай является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай, адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09.

    В статье 20 ЖК РФ определено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор).

    Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. №493 «О государственном жилищном надзоре» утверждено Положение о государственном жилищном надзоре», которое вступило в силу с 25 июня 2013г.

    [1]

    Пунктом 11 данного Положения определен широкий спектр предмета проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора.

    Таким образом, именно органы государственного жилищного надзора субъектов РФ осуществляют проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, определения размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги (в том числе и за ОДН), т.е. соблюдение нормативных правовых актов, утвержденных в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ, к которым в частности относятся:

    — постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

    — постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

    — постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

    Полномочия Роспотребнадзора и его территориальных органов в установленной сфере деятельности сводятся к следующему:

    — привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности, права на информацию, права на безопасность и др. (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

    — обращение в суд с заявлениями в защиту потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей (пп.7 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

    — вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»),

    Вместе с тем, в области жилищных отношений при осуществлении своих полномочий Роспотребнадзор руководствуется соответствующими материалами проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан — потребителей ЖКУ.

    Важное значение имеет также и то, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а именно — товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров: купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

    Причем, в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, рассматривается исключительно жилое помещение (ст. 16 ЖК РФ).

    Отношения, касающиеся возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение, прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию (ст. 4, 10, 11, 30, 37, 39 и др. ЖК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируется.

    Также не подпадают под отношения, регулирующие законодательством о защите прав потребителей, отношения по управлению многоквартирным домом и его содержанию, т.к. данные вопросы изначально решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст.ст. 36 и 44, 161, 162 ЖК РФ).

    Управляющая организация в рамках договора управления всегда действует по заданию другой стороны, поэтому она в принципе не может быть ответственна за включение в договор тех или иных условий, в том числе ущемляющих права собственников, так как эти условия определяются по воле собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2 ст. 162 ЖК РФ).

    Вместе с тем, органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания, в случаях выявления нарушений порядка создания ТСЖ, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

    Кроме того, в отличие от федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, субъектами которого в сфере предоставления возмездных услуг являются только ЮЛ и ИП (как «исполнители» услуг), субъектами государственного жилищного надзора, ответственными за соблюдение обязательных требований жилищного законодательства, а также законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, согласно ст. 20 ЖК РФ также являются (помимо ЮЛ и ИП) органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане.

    Таким образом, в целях разрешения вопросов, возникающих в рамках получения жилищно-коммунальных услуг, потребителю, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг), и в случае не получения ожидаемого результата — в Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай.

    (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

    Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
    При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

    Сейчас 583 гостей онлайн

    Читайте так же:  Порядок наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего

    Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

    Тел.: +7 (38822) 6-43-84

    Эл. почта:

    Функции роспотребнадзора по защите прав потребителей

    Задайте вопрос защитнику прав

    Если изложенные факты подтвердятся, к виновным применят определенные меры ответственности. Роспотребнадзор в ЗАО города Москвы выполняет также и плановые проверки, графики которых размещаются на сайте ведомства. Вновь зарегистрированные организации и частные предприниматели обязательно добавляются в список плановых проверок.

    При обращении в общество защиты прав потребителей в ЗАО города Москвы, потребитель может рассчитывать как на исполнение материальных требований, так и на получение неустойки и возмещение морального вреда.

    Функции роспотребнадзора по защите прав потребителей

    «Он лично выезжал на все серьезные эпидемии. № 322

    «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

    Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

    Роспотребнадзор в сфере ЖКХ

    • о принятии к рассмотрению;
    • о передаче на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения;
    • о направлении в другие организации и учреждения;
    • о приобщении к ранее поступившему обращению;
    • о сообщении гражданину о невозможности рассмотрения его обращения;
    • о сообщении гражданину о прекращении переписки;
    • о списании в дело.

    По организационным аспектам, связанным с приемом и рассмотрением обращений граждан, Роспотребнадзор также руководствуется Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 (далее — Типовой регламент), раздел XII которого регламентирует порядок работы с обращениями граждан.
    Согласно пункту 12.4 данного Типового регламента «разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина».
    Кроме того, пунктом 12.10 Типового регламента закреплены дополнительные правовые основания для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, каковыми могут являться:

    • а) указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;
    • б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
    • в) некорректность содержания электронного сообщения;
    • г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

    Кто защитит потребителя?

    По результатам работы за год, Роспотребнадзор отчитывается перед соответствующим комитетом Правительства РФ, об эффективности своей деятельности, состоянии защиты прав потребителей за отчетный период и в динамике. Истребовать информацию и документацию, касающуюся выполняемой надзорной составляющей своей деятельности и получать её, согласно установленной процедуре.

    Субъектами запросов, направляемых в форме писем, обязанных предоставлять соответствующие ответы, могут быть управленческие структуры государственного и регионального уровня, лица, занимающиеся предпринимательством в рамках гражданских взаимоотношений покупателя и продавца.

    Органы защиты прав потребителей

    Однако они обладают правом обратиться в суд за защитой прав потребителей неопределенного круга лиц. В селах защиту прав помогут осуществить специальные уполномоченные, которые назначаются главой сельской администрации.

    Если Вы хотите получить консультацию о порядке действий или методическую помощь при подготовке претензии, в органах местного самоуправления окажут необходимую юридическую помощь.

    Московское общество защиты прав потребителей

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Общество призвано законом помогать потребителям в составлении документов или консультировании по юридическим тонкостям защиты своих прав. У него есть широкий спектр представительских функций, возможности распространять важные сведения о правах покупателей, вносить в государственные органы предложения для улучшения законов или подавать жалобы о нарушении гарантированных потребительских прав. ОЗПП может разрабатывать новые требования к товарам, подготавливать проекты законов, которые регулируют торговую деятельность на территории России.

    Полномочия Роспотребнадзора в жилищной сфере

    ЖКХ »
    В силу положений статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими, в том числе, отношения с участием граждан потребителей (в частности, касающихся принятия соответствующих мер по пресечению нарушений обязательных требований жилищного законодательства), отнесены к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

    С учетом положений статьи 20 ЖК РФ именно органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляют проверки, предметом которых среди прочего являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг (включая, в том числе, все вопросы, касающиеся состава и порядка доведения до граждан — потребителей ЖКУ необходимой и достоверной информации о них), т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ.

    На территории Ленинградской области уполномоченным органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит региональный государственный контроль (надзор) в области жилищных отношений является Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 67).

    Объектом же федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей для Роспотребнадзора и его территориальных органов служат исключительно обязательные требования законодательства в установленной сфере деятельности, а предметом проверок — вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами императивных требований к товарам (работам, услугам), сформулированных в конкретных нормативных правовых актах, регулирующих отношения с участием потребителей (п. 1 ст. 1 и пп. 1 и 2 п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

    Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т.ч. Управление Роспотребнадзора по Ленингадской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, путем:

    — привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп. 3 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

    — обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп. 7 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

    — вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

    При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.

    В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

    Роспотребнадзор: стоит ли его бояться индивидуальным предпринимателям

    Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Создана Указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314. Роспотребнадзор следует в своей деятельности постановлению правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154 и Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности».

    Уведомление о начале деятельности

    Каждый индивидуальный предприниматель обязан направить уведомление о начале деятельности в территориальное отделение Роспотребнадзора (если деятельность подпадает под второй пункт статьи 8 Федерального закона №294 от 26.12.2008).

    У предпринимателей, которые в своей деятельности имеют дело с источниками, которые ионизируют излучение и с возбудителями инфекционных заболеваний людей и животных, должна быть лицензия Роспотребнадзора на осуществление подобного вида деятельности.

    Предприниматели, которые имеют дело с бытовой химией, косметикой, обувью, одеждой, продуктами питания, образовательными материалами, должны иметь разрешение Роспотребнадзора (лист записи ЕГРИП).

    Функции Роспотребнадзора

    К Роспотребнадзору, согласно вышеуказанным документам, перешла часть функций Министерств по антимонопольной политике, здравоохранения и экономического развития и торговли. Так чем занимается Роспотребнадзор? Если вкратце, эта служба стоит на страже эпидемиологической ситуации и защищает права потребителя.

    При этом выполняет разнообразные функции:

    Полномочия Роспотребнадзора

    Роспотребнадзор – государственная служба, поэтому может осуществлять проверки предприятий на предмет нарушений прав потребителей и санитарно-эпидемиологических норм.

    Говоря точнее, Роспотребнадзор имеет полномочия:

    • проверять документы об образовании, трудовые договоры и медицинские книжки работников; проверять наличие заключений пожарной службы и санитарно-эпидемиологических органов;
    • проверять наличие и правильность ведения журнала, где учитываются мероприятия по контролю, который предусмотрен законодательством;
    • давать правовую оценку сертификатам, лицензиям и акцизным маркам на товаре;
    • проверять работу контрольно-кассовых машин и проводить контрольную закупку товара;
    • выдавать предписания об устранении ранее обнаруженных нарушений, составлять протоколы и облагать штрафами за правонарушения в рамках своей компетенции.

    К содержанию

    Права Роспотребнадзора

    Поскольку управление Роспотребнадзора является государственным органом и должно осуществлять непосредственную защиту свобод, прав, а также законных интересов населения, оно всегда выступает в качестве третьего, незаинтересованного лица.

    Поэтому данная служба наделена достаточно обширными правами: может знакомиться с различными материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять разнообразные доказательства, участвовать в изучении доказательств, просить и требовать о привлечении новых участников процесса; возможно и обжалование судебного решения.

    Также организация может совершать другие различные процессуальные действия, которые предусмотрены частью 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Все вышеуказанные права, разумеется, распространяются только на те области, которые затрагивает компетенция Роспотребнадзора.

    Кроме того, в отсутствие руководителя предприятия или старшего работника на объекте проверка не может производиться.

    Обязанности Роспотребнадзора

    Управление Роспотребнадзора обязано организовать и координировать работу территориальных управлений, а те в свою очередь должны проводить обязательные санитарно-эпидемиологические проверки и реагировать на заявки населения о нарушении прав потребителей.

    Центр гигиены и эпидемиологии

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Это отдельное подразделение в рамках общей структуры организаций Роспотребнадзора, которое занимается лабораторными исследованиями и экспертизами, исследует очаги инфекционных заболеваний и проверяет условия труда на предприятиях в рамках плановых проверок и по обращениям граждан.

    По результатам таких проверок составляется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Многие предприниматели с целью повышения конкурентоспособности предпочитают иметь дело только с теми поставщиками, у которых есть заключение Роспотребнадзора на товар. Поэтому экспертиза может проводиться и по заявлению производителя или поставщика.

    Существует также множество организаций-посредников, которые предоставляют услуги по посредничеству в этом вопросе.

    Штрафы Роспотребнадзора

    Ответственность за выполнение требований Роспотребнадзора полностью лежит на руководителе предприятия. Чаще и пристальнее всего проверяют предприятия общественного питания и торговли продуктами. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм влет штраф в 200 или 300 минимальных заработных плат (минимальных размеров оплаты труда, сокращенно МРОТ). Несоблюдение профилактических санитарно-эпидемиологических норм чревато штрафом от 300 до 400 МРОТ.

    Неосторожные действия предпринимателя, приведшие к массовому заболеванию людей или животных, грозят как штрафами (100-200 МРОТ), так и возможным лишением свободы (от 2 до 5 лет в зависимости от результата эпидемии).

    В рамках защиты Роспотребнадзором прав потребителя в качестве реакции на поступившие жалобы (например, на невыдачу чека на покупку), управление может также потребовать, чтобы была написана объяснительная в Роспотребнадзор.

    Бояться Роспотребнадзора ИП совершенно нечего, но необходимо помнить о соблюдении всех санитарных норм и о том, что штрафы и выявленные нарушения лучше всего погашать сразу, не откладывая.

    Функции роспотребнадзора в сфере жкх

    Несмотря на проводимую разъяснительную работу среди населения о полномочиях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ, часть вопросов в поступающих обращениях не относится к компетенции службы. В связи с этим ещё раз разъясняем гражданам о разграничении полномочий среди контрольно-надзорных органов.

    Среди основных проблем, затрагиваемых в обращениях граждан, решение которых относится к компетенции Роспотребнадзора, можно выделить следующие:

    — навязывание дополнительных платных услуг, не предусмотренных договором управления;

    — непредставление информации об исполнителе и порядке представления услуги;

    — негативное воздействие на жителей базовой станции сотовой связи;

    — неудовлетворительное качество песка на детских игровых площадках;

    — неудовлетворительное санитарное и санитарно-техническое состояние и содержание мест общего пользования жилого дома (в том числе неудовлетворительное содержание подвалов);

    — неудовлетворительное качество воды;

    — низкая температура подаваемой горячей воды;

    — низкая температура воздуха в квартирах;

    — нарушения требований законодательства при размещении контейнерных площадок и их неудовлетворительное содержание;

    — наличие грызунов и насекомых в жилом доме и на придомовой территории;

    — шум от работы инженерного оборудования;

    — загрязнение территории домовладения бытовыми отходами;

    -загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами от резинового покрытия детских площадок.

    К компетенции Роспотребнадзора НЕ относятся следующие вопросы:

    — использование и содержание жилых помещений в многоквартирных домах;

    — нарушение правил предоставления коммунальных услуг;

    — порядок и условия заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе по вопросам содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;

    — необоснованное начисление платежей за коммунальные услуги;

    — распитие алкогольной продукции в местах общего пользования жилых домов, общественных местах, нарушение общественной безопасности и правопорядка;

    — обращения в отношении шума, обусловленного поведением людей, нарушение ими тишины и общественного порядка;

    — вопросы загрязнения атмосферного воздуха (при условии отсутствия точной информации об источнике загрязнения воздуха), экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха;

    — затопление квартиры соседями;

    — жалобы на соседей по дому (мусор, шум и т.д.)

    — переустройство, перепланировка помещений в жилых домах, в том числе нежилых помещений;

    — перевод квартир в нежилой фонд, признание квартир непригодными для проживания;

    — порядок признания жилых домов непригодными для проживания;

    — вопросы ветхости, физического износа, аварийности, технического состояния жилых зданий и помещений (промерзание панелей, сырость, грибок, затопление подвалов, неудовлетворительное состояние коммуникаций, работа систем вентиляции, пожары, заливы помещений, посторонние запахи), благоустройства жилых зданий, захломленности, неудовлетворительного содержания квартир, проведение капитального и текущего ремонта жилого дома;

    — содержание зеленых насаждений на территории жилой застройки;

    — содержания домашних животных, обращение с животными;

    — организация отлова безнадзорных животных;

    — незаконное проживание мигрантов;

    — обращения на размещение и функционирование гостевых автостоянок жилых домов;

    — внешнее комплексное благоустройство территории, состояние дорожного покрытия магистралей, улиц, тротуаров и дворовых территорий, содержание деревьев (сухостойные и аварийные деревья), содержание газонов;

    — владение земельными участками, их распределение и использование;

    -звукоизоляция помещений, техническое состояние межэтажных перекрытий, контроль в сфере использования и сохранности жилого фонда, соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

    Информация для потребителей при нарушении их прав при предоставлении услуг ЖКХ и о полномочиях Роспотребнадзора в этой сфере

    В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области систематически поступают обращения граждан о нарушении хозяйствующими субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими отношения, в том числе, с участием граждан потребителей при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг.

    Основу правового регулирования жилищных отношений, одним из участников которых являются граждане, определяет Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

    [2]

    Так как все вопросы предоставления жилищных и коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов нормами ЖК РФ отнесены к вопросам в области жилищных отношений, регулируемых положениями жилищного законодательства (статья 4 ЖК РФ), а статья 8 ЖК РФ говорит о приоритете норм ЖК РФ по таким вопросам как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги, то проверка соблюдения связанных с этим обязательных требований является компетенцией органов государственного жилищного надзора (статья 20 ЖК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре»).

    По смыслу положений статей 36 и 44 ЖК РФ объем и содержание услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также определение их конкретных исполнителей осуществляет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое, в частности, осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

    Также, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме на основании условий договора управления многоквартирным домом уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг.

    В договоре управления многоквартирным домом, причем безотносительно к как таковому способу управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ), перечисляется не только состав общего имущества, но и перечень услуг и работ по его содержанию и ремонту, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).

    Согласно положениям части 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Причем с каждым собственником договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

    Также на основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.

    В результате изменений в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), обусловленных принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в силу положений статьи 20 ЖК РФ, полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими, в том числе, отношения с участием граждан потребителей (в частности, касающихся принятия соответствующих мер по пресечению нарушений обязательных требований жилищного законодательства), отнесены к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

    С учетом положений статьи 20 ЖК РФ проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ (включая правила содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды), должны осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора.

    На территории Томской области уполномоченным органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит региональный государственный контроль (надзор) в области жилищных отношений является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41; тел. 905-570).

    Содержание государственного жилищного надзора раскрывается в части 1 статьи 20 ЖК РФ.

    Права должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, перечислены в частях 5 и 6 статьи 20 ЖК РФ. При этом среди прочего они имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, правомерность установления тарифов на услуги ЖКХ, начисление оплаты за жилищные и коммунальные услуги, наличие задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценку правильности взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

    С 25 июня 2013 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее — Положение).

    Пунктом 11 данного Положения определен предмет проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора, в числе которых соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к:

    — установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

    — раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

    — предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

    определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

    — обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

    порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и др.

    Определяя, в пунктах 1-14 части 1 статьи 4 ЖК РФ исчерпывающий перечень вопросов, регулируемых жилищным законодательством, а в статье 5 ЖК РФ — собственно содержание самого жилищного законодательства, ЖК РФ в статье 20 вполне определенно указывает на пределы компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

    На основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Причем, учитывая содержание пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации, управляющие организации обязаны размещать (опубликовывать) информацию в соответствии со стандартом в течение 2 месяцев с даты вступления его в силу (09.10.2010).

    В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

    — перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

    — тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены), а сами сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 стандарта раскрытия информации;

    — тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

    Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ контроль за соблюдением вышеназванного стандарта раскрытия информации также осуществляется уполномоченным органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации.

    Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определяет состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

    Таким образом, в силу прямого указания закона, именно органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляют проверки, предметом которых среди прочего являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг (включая, в том числе, все вопросы, касающиеся состава и порядка доведения до граждан — потребителей ЖКУ необходимой и достоверной информации о них), т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ.

    Объектом же федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей для Роспотребнадзора и его территориальных органов служат исключительно обязательные требования законодательства в установленной сфере деятельности, а предметом проверок — вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами императивных требований к товарам (работам, услугам), сформулированных в конкретных нормативных правовых актах, регулирующих отношения с участием потребителей (пункт 1 статьи 1 и подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

    Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т.ч. Управление Роспотребнадзора по Томской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, путем:

    — привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

    — обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп.7 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

    — вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

    При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.

    В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

    Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

    (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2019 г.

    Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а

    Источники


    1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

    2. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

    3. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
    Функции роспотребнадзора в сфере жкх
    Оценка 5 проголосовавших: 1