Ликвидация общественного объединения

Полезная информация по вопросу: "Ликвидация общественного объединения" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Конституционное право России

Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений

Существуют три основных способа учреждения общественных объединений: нормативно-явочный, явочный, заявительно-регистрационный.

При нормативно-явочном способе общественное объединение создается заинтересованными лицами путем совершения односторонних инициативных действий, соответствующих следующим требованиям законодательства:

  1. объединение не должно иметь антисоциальной направленности;
  2. создается по инициативе не менее трех учредителей — физических лиц (в качестве дополнительных учредителей могут выступать и юридические лица);
  3. учредители обязаны собрать общее собрание (съезд, конференцию) заинтересованных лиц, чтобы решить вопросы о создании объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения;
  4. устав должен отвечать законодательным требованиям.

Если названные требования выполнены, общественное объединение считается учрежденным и приобретает права, закрепленные за соответствующим видом общественных объединений, кроме прав (среди них и права юридического лица), для обладания которыми необходимо пройти государственную регистрацию.

При явочном порядке общественное объединение создается заинтересованными лицами в рамках действующего законодательства, но без точного соблюдения трех последних из четырех перечисленных требований. Данное объединение в силу ст. 30 Конституции РФ имеет право на существование и деятельность, однако не приобретает прав, закрепляемых за общественными объединениями специальным законодательством общественных объединениях.

В рамках заявительно-регистрационного порядка общественное объединение учреждается при волеизъявлении, с одной стороны, заинтересованных в объединении лиц, а с другой — уполномоченных государственных органов (Министерство юстиции РФ, Министерство по налогам и сборам РФ), осуществляющих государственную регистрацию объединений. Лица, учреждающие новое объединение, выполняют те лее требования, что и при нормативно-явочном порядке, а затем в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания (съезда, конференции) подают необходимые для регистрации документы в органы юстиции.

Отказ в регистрации объединения по соображениям целесообразности или уклонение от нее могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд. Органы юстиции принимают решение о регистрации общественного объединения и передают органам Министерства по налогам и сборам РФ необходимые документы для включения объединения в единый Реестр юридических лиц.

Государственная регистрация местных и региональных организаций осуществляется управлениями юстиции соответствующих субъектов Федерации; межрегиональных — управлениями юстиции тех субъектов Федерации, на территории которых находятся руководящие органы данных объединений; всероссийских, международных, иностранных — центральным аппаратом Министерства юстиции РФ.

Думается, что применительно к отдельным видам общественных объединений допустим разрешительный порядок их учреждения, когда компетентные органы, рассматривая заявления заинтересованных лиц о создании нового объединения, вправе легализовать последнее исходя из соображений не только законности, но и целесообразности. Разрешительный порядок мог бы применяться для создания объединений в социальных подсистемах с особым режимом функционирования (армейских подразделениях, местах лишения свободы, районах действия чрезвычайного положения), однако лишь в случаях, предусмотренных в законодательных актах о конкретных видах общественных объединений или о конкретных сферах жизнедеятельности общества.

Прекращение общественного объединения осуществляется в форме их реорганизации или ликвидации. Реорганизация заключается в существенном изменении статуса объединения (присоединение к нему упраздняемого объединения; выделение из его состава нового объединения), а также в упразднении путем передачи его прав, обязанностей, имущества в порядке правопреемства иному общественному объединению в ходе объединения, разделения, присоединения общественного объединения. Реорганизация производится по решению съезда (конференции) или общего собрания объединения.

Ликвидация, т.е. упразднение общественного объединения, производится либо по решению съезда (конференции), общего собрания в соответствии с положениями его устава, либо по решению суда. Реорганизация, ликвидация включают в качестве своих необходимых этапов уведомление органов юстиции и свою государственную регистрацию, осуществляемую органами юстиции и налоговыми органами.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность по мотивам законности, но не целесообразности. Законодатель выделяет следующие основания ликвидации общественного объединения по решению суда: осуществление экстремистской деятельности, подрыв государственной безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, виновное нарушение прав и свобод граждан; неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое нарушение норм устава; неоднократное непредставление объединением обновленных сведений для внесения их в государственный Реестр юридических лиц в установленный срок (три дня с момента изменения сведений.

Законодательство об общественных объединениях обходит вопрос о нормативном соотнесении юридической ответственности объединений в целом и их членов, участников. В нем четко не сформулированы критерии относимости действий, решений, актов органов, должностных лиц, членов, участников общественных объединений к деятельности самих объединений, не описано то, что может и должно быть описано как «эксцесс исполнителя».

А без этого допустимо применение к общественным объединениям мер ответственности за такие действия их членов, участников, органов, должностных лиц, которые объективно не распространяются на объединения в целом. Показательно, что в процессе по «Делу КПСС и КП РСФСР» в вину Компартии образца 1991 г. пытались поставить действия по разгону Учредительного собрания в 1918 г., репрессии 20—30-х гг. XX в. и другие подобные акции, когда в обоснование роспуска многомиллионной партии предлагалось положить участие в ГКЧП нескольких ее руководителей.

Ликвидация общественных объединений по суду — крайняя мера. Ей предшествуют меры текущего воздействия на нарушителей. В числе таких мер — внесение органами юстиции, прокуратуры представлений в руководящие органы общественных объединений. В представлениях содержатся указания на конкретные правонарушения и требование по их устранению.

Если общественное объединение и после этого продолжает противоправную деятельность, то орган юстиции, прокурор обращаются в суд с требованием о ликвидации названного объединения. До вынесения судом решения по существу орган юстиции, прокурор вправе приостановить деятельность общественного объединения.

Статья 26. Ликвидация общественного объединения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 26 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 26. Ликвидация общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Процедура ликвидации банка

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Президентом Российской Федерации.

О порядке взаимодействия Минюста России с ФНС России по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций см. приказ Минюста России от 12 ноября 2010 г. N 343

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в статью 44 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации

Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона

Ликвидация общественного движения

Общественное движение – это одна из организационно-правовых форм общественного объединения, представляющее из себя массовое общественное объединение, не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Оно может быть зарегистрировано в качестве юридического лица. В случае если общественное движение, зарегистрированное как юридическое лицо, прекратило свою деятельность, оно подлежит ликвидации.

Порядок ликвидации общественного движения закреплен в Гражданском кодексе РФ, законом «О некоммерческих организациях» и законом «Об общественных объединениях».

[1]

Одним из видов услуг, которые входят в основную сферу специализации нашей компании, является юридическое сопровождение процесса ликвидации общественного движения. Мы также можем предложить и бухгалтерское сопровождение этого процесса. Таким образом, в нашей компании Вы можете найти всю необходимую помощь для успешной ликвидации общественного движения «под ключ».

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

Специалисты компании «Консалт-групп» могут Вам предложить следующие услуги:

1). Консультационная поддержка по всем вопросам ликвидации;

2). Подготовка документов;

3). Организация процесса;

4). Представительство во всех органах и службах;

5). Представительство в суде;

6). Регистрация ликвидации общественного движения.

Процесс ликвидации общественного движения

Процесс ликвидации общественного движения занимает примерно 3 месяца в зависимости от наличия задолженностей перед государством и контрагентами. Ликвидация общественного движения может быть добровольной и принудительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Основанием для принудительной ликвидации могут быть:

Читайте так же:  Обстоятельствами смягчающими административную ответственность признаются

· нарушение прав и свобод человека и гражданина;

· неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

· неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

· по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

· в случае его несостоятельности (банкротства).

Заявление в суд о ликвидации общественного движения вносится органами прокуратуры или государственной регистрации в зависимости от масштаба деятельности данного общественного движения. Решение суда, таким образом, является основанием для ликвидации общественного движения и прекращения его деятельности.

Добровольная ликвидация общественного движения осуществляется на основании решения съезда или общего собрания данного общественного движения. Одновременно с решением о ликвидации общественного движения как юридического лица выносится решение о создании ликвидационной комиссии (или ликвидатора).

Затем необходимо опубликовать в СМИ сообщение о принятом решении.

После этого общественное движение должно обратиться в Министерство юстиции и уведомить его о начале процесса его ликвидации. Министерство юстиции на основании поданных документов, уведомляет налоговую службу , о чем вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Дальше вся работа сосредотачивается в ликвидационной комиссии , которая проводит все необходимые экономические мероприятия по ликвидации общественного движения как хозяйствующего субъекта. А именно, она выявляет кредиторов и должников, уведомляет кредиторов о порядке и сроках предъявления требований, принимает меры к возврату долгов и к удовлетворению требований кредиторов в порядке их очередности, установленной законом, принимает меры к продаже имущества в случае его недостаточности для погашения требований кредиторов, и выполняет иные организационные мероприятия, необходимые для ликвидации.

По истечении сроков для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, о чем также уведомляется Министерство юстиции по специальной форме и также вносится запись в ЕГРЮЛ на основании представленных документов.

По окончанию расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного движения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные его уставом, либо, на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного движения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Общественное движение считается ликвидированным с момента регистрации ликвидации в ЕГРЮЛ. Для этого в Министерство юстиции подаются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий отсутствие задолженности перед Пенсионным фондом (не обязательно).

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В результате регистрации ликвидации заявителю выдаются лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе.

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

Ликвидация общественного объединения в России

Деятельность такого субъекта как общественные объединения в нашем государстве регулируется нормами одноименного Федерального закона (он же ФЗ) №82 от 19 мая 1995 г. Им рассмотрен, в том числе, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. О последнем мероприятии мы сегодня и поговорим.

Возможность ликвидации общественных объединений

В статье 44 вышеуказанного закона приводятся основания и факты, при наличии которых возможна процедура ликвидации общественного объединения. Среди таких моментов можно выделить:

  • серьезное нарушение прав и свобод человека и гражданина. В России сразу при выявлении выносятся решения о ликвидации или запрете террористических организаций, партий ультраправого фашистского направления, идеология которых носит опасную для общества античеловеческую направленность;
  • нарушение Конституции, законов и других нормативных актов РФ. Партии и организации должны подчиняться законам наравне с людьми. Важно отметить, что руководство организаций — это всегда люди грамотные, поэтому они не могут ссылаться на незнание законодательной базы;
  • неустранение нарушений в деятельности сообщества в установленный проверяющим органом срок. Специально уполномоченный орган в сфере регулирования деятельности институтов гражданского общества периодически проводит проверки программы, устава и самой деятельности общества на предмет соблюдения российских законов. при выявлении несущественных нарушений предоставляется срок для их устранения;
  • добровольное решение руководства организации.

Далее рассмотрена ликвидация стандартных и и иных общественных объединений.

Порядок упразднения

Статья 44 ФЗ «Об общественных организациях» также устанавливает порядок ликвидации ОО. Отметим, что обязательным основанием для запрета и, соответственно, полного прекращения существования организации является решение суда.
  • Если у проверяющих возникли сомнения по поводу легитимности деятельности общероссийской или международной организации, составляется заявление в Генеральную прокуратуру РФ. В этом правоохранительном органе начинается расследование. Информация о ситуации передается в орган, который ведает Единым государственным реестром юридических лиц. После проведения расследование информация передается в суд, который уже и решает судьбу объединения. Если же речь идет о незаконной деятельности региональных или межрегиональных партий, общественных организаций, то подобная процедура происходит на региональном уровне.
  • ОО часто ликвидируются добровольно. Для решения такого вопроса проводится собрание (съезд) организации, который выносит решение о самороспуске.

О том, как осуществляется принятие решения по ликвидации общественного объединения, читайте далее.

Принятие решения

  • В случае принудительной ликвидации согласно норм закона «Об общественных организациях» решение принимает суд. Постановление суда набирает законную силу через 10 дней после принятия (в случае, если никто из участников судебного процесса не решит его обжаловать в суде высшей инстанции).
  • Добровольный процесс ликвидации происходит несколько по другому. Для начала проводится собрание участников или съезд сообщества. На этом заседании принимается решение ликвидировать общественную организацию.

Про порядок приостановления деятельности и ликвидации общественных объединений читайте ниже.

Гражданам об их политических правах

Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии

Порядок ликвидации общественного объединения.

Читайте так же:  Возможна ли прописка в ижс

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» (о чем будет сказано далее).

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании. Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Вопрос о рассмотрении судами дел о ликвидации общественных фондов был проработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих организаций и представляет собой не имеющее членства общественное объединение. Поскольку дела о ликвидации общественных фондов не носят экономического характера, они подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам.

Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» являются:

  1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
  2. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
  3. неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

[3]

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения — ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Это порядок установлен Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Подробно о порядке судебного обжалования говорится в главе 5 настоящего издания.

Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общественное объединение может быть ликвидировано в случае осуществления образовательной и медицинской деятельности без соответствующей лицензии, что является неоднократным и грубым нарушением закона. Это служит достаточным основанием для решения о ликвидации такой общественной организации, что подтверждается судебной практикой.

[2]

Так, прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о ликвидации общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», ссылаясь на то, что образовательная и медицинская деятельность данной общественной организации проводится в нарушение норм Конституции Российской Федерации и действующего законодательства, поскольку осуществляется без соответствующих лицензий и представляет угрозу здоровью людей, нарушает права и свободы человека.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» был поставлен вопрос об отмене решения суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 21 мая 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Судом было установлено, что в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании» общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляла образовательную деятельность, не создав соответствующего образовательного учреждения и не имея необходимой лицензии.

Читайте так же:  Оформление земли в собственность через суд

Кроме того, заявитель в жалобе ссылался на допущенные судом нарушения ряда норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако приводимые в связи с этим доводы не были признаны судом обоснованными, так как они не нашли подтверждения в материалах дела. Принятое судом решение о ликвидации центра «Дианетика» согласуется с практикой принятия решений в подобных случаях в Европейском сообществе. Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно признал деятельность ответчика медицинской, не подтвердился материалами дела. В статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Судом было установлено, что центр «Дианетика» фактически осуществлял медицинскую деятельность.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право юридического лица осуществлять деятельность, для которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в определенный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» в нарушение данной нормы, а также вышеприведенных требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» без получения необходимых разрешений осуществляла образовательную и медицинскую деятельность, что было расценено судом как неоднократное и грубое нарушение закона, являющееся достаточным основанием для решения о ликвидации этой общественной организации.

Как провести ликвидацию общественного объединения

В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин вправе создавать любые общественные организации: для этого даже не нужно специальное разрешение от государственной или местной власти. Ликвидация общественного объединения в целом происходит так же, как и любых юрлиц.

Законодательные нормы

Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений регулируется нормами Конституции РФ и ФЗ «Об общественных организациях», более конкретно- главой II. Регистрация окончания деятельности объединения проводится в порядке, предусмотренным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» с учетом требований и правил, изложенных в ФЗ «Об общественных организациях».

Что относится к общественным объединениям

Общественное объединение – это добровольное образование, созданное по инициативе граждан, которые не получают коммерческой выгоды от осуществления своей деятельности, но объединившись, хотят защитить свои интересы или реализовать общие цели.

К таким объединениям относятся:

  • политические партии;
  • гражданские объединения;
  • профсоюзы;
  • прочие организации.

Способы завершения деятельности

Закончить деятельность общественная организация может следующими способами:

  • Добровольным.
  • Принудительным.
  • Альтернативным.

Если объединение не зарегистрировано в госреестре, оно может прекратить свою деятельность в любой момент без каких-либо процедур.

Первый вариант предусматривает проведение общего собрания основателей объединения, где выносится вопрос о прекращении работы юрлица.

В принудительном порядке организация перестает работать по решению суда.

Возможные причины такого судебного решения:

  • нарушение гражданских прав и свобод;
  • постоянные и грубые нарушения Конституции РФ, других законов РФ;
  • осуществление деятельности, которая не предусмотрена уставными документами;
  • отсутствие исправлений нарушений в работе в срок, указанный органом федеральной регистрации или его структурным подразделением.

Альтернативная ликвидация всегда происходит в добровольном порядке. Этот метод предусматривает проведение реорганизации или слияния.

Этапы прекращения деятельности

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации, зарегистрированной в государственном реестре, выглядит так:

  1. Сначала принимается решение о завершении деятельности объединения. Оно утверждается на общем собрании участников и оформляется протоколом.
  2. Вместе с решением о ликвидации утверждается состав и регламент работы ликвидационной комиссии. Ее члены получают полномочия регулировать деятельность общества до полного завершения его работы.
  3. Ликвидационная комиссия подает объявление в специальное печатное издание «Вестник государственного реестра» в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения. Эта процедура осуществляется для уведомления всех кредиторов: именно с даты публикации им отводится два месяца, чтобы подать свои претензии;
  4. О принятии решения об окончании работы уведомляется орган, который принял решение о регистрации. Это также нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Для уведомления используется специальная форма Р15001. Подпись руководителя на ней должна быть заверена нотариально.
  5. Письма (с уведомлением) о ликвидации направляются кредиторам.
  6. Затем происходит утверждение на общем собрании промежуточного баланса. Он должен содержать все активы и обязательства объединения. Его нужно согласовать до окончания двух месяцев с даты публикации официального оповещения.

На этом этапе ликвидационная комиссия формирует следующий пакет документов:

  • заявление о прекращении деятельности по спецформе Р16001 (подпись заявителя должна быть нотариально заверенной);
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей;
  • справку, которая подтверждает уведомление ПФР о прекращении работы (необязательно, но ее наличие позволит ускорить процедуру).

И подает их в налоговую службу.

  1. На этом этапе происходит удовлетворение претензий кредиторов. Если денег не хватает для погашения обязательства, тогда под реализацию может подпадать имущество объединения.
  2. После завершения всех расчетов складывается окончательный ликвидационный баланс. Он также утверждается на общем собрании.
  3. Оставшееся имущество передается на цели, утвержденные уставными документами организации.
  4. Происходит исключение записи из госреестра.

И на шестой день после подачи документов в органе госрегистрации нужно забрать уведомление о снятии с налогового учета и справку об исключении записи из госреестра.

Ликвидация Общественного объединения: причины, особенности, основные этапы

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредители имеют одинаковые права с другими членами объединения, в качестве руководителя назначается выборной орган.

Ключевая цель, которую преследуют создатели общественного объединения – это защита прав и интересов участников. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» организация может не регистрироваться в государственных органах, но такое решение существенно ограничивает ее возможности. Однако, в случае, если объединение имеет статус юридического лица, его ликвидация должна быть проведена согласно порядку, установленном российском законодательством.

Читайте так же:  В каких числах платить аванс и зарплату

Ликвидации Общественного Объединения (ОО) — это процедура, связанная с рядом сложностей и нюансов, поэтому, в случае необходимости прекратить деятельность, лучшим решением будет обращение за помощью к профессиональным юристам.

Почему может возникнуть необходимость ликвидации ОО?

Ликвидация общественного объединения предполагает его полное прекращение деятельности. Как и ликвидация ООО может быть осуществлена в добровольном или принудительном порядке.

Причинами для добровольного прекращения деятельности могут быть:

  • достижение поставленных целей и задач, обозначенных в учредительной документации;
  • истечение срока существование ОО, указанного в уставе;
  • отсутствие достаточного финансирования организации;
  • смена рода и направления деятельности, стратегии, внешней и внутренней политики;
  • отсутствие возможности достижения поставленных целей в силу причин, которые не зависят от некоммерческой организации.

В случае принудительной ликвидации решение выносится судебным органом. Прекратить свое существование ОО может из-за следующих обстоятельств:

  • систематические нарушения законодательства РФ;
  • терроризм или экстремизм, прочие виды деятельности, прямо или косвенно нарушающие закон.

Одна из значимых причин ликвидации ОО – неспособность самостоятельно погасить долговые обязательства. В этом случае ликвидация осуществляется путем банкротства. Процедура может быть инициировано как членами ОО, так и сторонними заинтересованными лицами путем обращения в судебный орган. Общественное объединение считается банкротом в том случае, если наблюдается неспособность погашения обязательств перед кредиторами более 3 месяцев на сумму больше 300 000 рублей.

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

Способы ликвидации ОО

Существует несколько способов ликвидации ОО, которые будут рассмотрены ниже.

Официальная добровольная ликвидация.

Официальная добровольная ликвидация осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения.

Несмотря на то, что процедура сопряжена со значительными сроками проведения, а также тщательной проверкой государственных органов, это законный способ закрытия организации, который убережет вас от возможных последствий.

При добровольной ликвидации ОО этапы процедуры будут следующими:

Если текущее финансовое состояние не позволяет полностью погасить обязательства, ликвидационная комиссия может принять решение о реализации имущества путем публичных торгов. Остаток распределяют между участниками некоммерческой организации.

  • Составляется окончательный ликвидационный баланс. В нем отражаются сведения о состоянии активов и пассивов после погашения всех обязательств (в случае их наличия). Если кредиторской задолженности не было, окончательный баланс идентичен промежуточному.
  • Заключительный этап ликвидации – это подача окончательного пакета документации в регистрирующий орган:
    — заявление по форме РН0008;
    — окончательный ликвидационный баланс;
    — квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  • Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

    После проверки документации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе.

    Срок официальной ликвидации ОО – от трех месяцев. Компания «Консалт-групп» предлагает своим клиентам услугу ликвидации под ключ, в том числе через суд.

    Как уже указывалось выше, ликвидация через суд может быть осуществлена по заявлению заинтересованных лиц или из-за систематических нарушений.

    Осуществляется без представителей организации.

    Стрельников Артем,
    генеральный директор ООО «Консалт-групп»
    Тел.: +7(495)995-58-54
    e-mail: [email protected]

    «Помимо обозначенных выше законных способов ликвидации существуют и другие, например, ликвидация путем реорганизации или смены учредителей. Зачастую можно найти информацию о том, что, используя эти методы, можно провести процедуру за более короткие сроки. Стоит учитывать тот факт, что, отдавая предпочтения неофициальным способам ликвидации, вы рискуете столкнуться с последствиями – например, штрафными санкциями или привлечению к уголовной ответственности.
    Компания «Консалт-групп» предлагает своим клиентам помощь в официальной, законной ликвидации общественного объединения – мы позаботимся о том, чтобы процедура прошла с учетом всех требований современного законодательства и убережем вас от проблем!»

    Ликвидация ОО с компанией «Консалт-групп»: качество, надежность, комфорт

    Сотрудничая с компанией «Консалт-групп» вы отдаете предпочтение работе с профессиональными, квалифицированными и опытными юристами. Услуга ликвидации ОО под ключ включает в себя:

    1. Детальные правовые и бухгалтерские консультации по текущим вопросам.
    2. Подготовка и подача всей необходимой документации.
    3. Осуществление мероприятий по подаче публикации в СМИ.
    4. Представительство интересов ОО при работе со сторонними инстанциями – государственными органами, кредиторами. В случае необходимости – представление интересов в суде.
    5. Получение документов по окончанию процедуры ликвидации.

    Обращайтесь за помощью к тем специалистам, которые хорошо знают свое дело – только так вы будете уверены в качестве оказываемой услуги. Мы гарантируем надежность, комфорт и полное ограждение от проблем в процессе ликвидации и последствий после!

    Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
    в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

    Источники


    1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

    2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

    3. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
    4. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
    5. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
    Ликвидация общественного объединения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here