На праве оперативного управления имущество закрепляется

Полезная информация по вопросу: "На праве оперативного управления имущество закрепляется" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

[1]

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 296. Право оперативного управления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 296 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 296. Право оперативного управления

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205

На праве оперативного управления имущество закрепляется

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

За государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание. Часть здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению того же уровня собственности.
Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться второму учреждению только на праве оперативного управления?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Право оперативного управления имуществом

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. Впервые конструкция права оперативного управления для владения, пользования и распоряжения имуществом предприятиями-несобственниками была разработана академиком А.В. Венедиктовым*(553). Сферой применения права оперативного управления в условиях социалистической плановой экономики были все государственные предприятия, учреждения и организации*(554).

В настоящее время сфера применения и содержание права оперативного управления значительно изменились. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения.

Рассмотрим правовой режим имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за казенным предприятием.

Основы правового режима имущества, передаваемого казенным предприятиям на праве оперативного управления, установлены ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Имущество казенного предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за казенным предприятием

на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Так, в силу ст. 297 ГК РФ и ст. 19 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Читайте так же:  Начисление средней заработной платы

Следует также учитывать, что казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В уставе казенного предприятия определяются также источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за целевым использованием имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Важной особенностью правового положения казенных предприятий является предусмотренная ГК РФ и ст. 7 Закона об унитарных предприятиях обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 366 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относят к иным вещным правам, рассматривая их в соотношении с правом собственности. Как отмечали А.А.Пушкин и А.А.Подопригора, возникновение данных правовых институтов было обусловлено тем, что в процессе реализации расширенного воспроизводства и управления им, государство закрепляло выделенные из единого государственного имущества определенные комплексы имущества за образованными им же (государством) юридическими лицами, которые непосредственно осуществляли производственно-хозяйственную или иную деятельность. Первоначально за государственными юридическими лицами (как за предприятиями, так и за организациями и учреждениями) государственное имущество закреплялось на праве оперативного управления. Впоследствии государственное имущество за государственными предприятиями было закреплено на праве полного хозяйственного ведения, а за государственными учреждениями и организациями – на праве оперативного управления[353].

ГК Украины не предусматривает таких правовых режимов имущества как право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В то же время такие правовые режимы имущества сохранены в ХК Украины.

Согласно ч.2 ст.74 ХК Украины, ч.3 ст.78 ХК Украины на праве хозяйственного ведения имущество находится и закрепляется за государственным коммерческим предприятием и коммунальным коммерческим предприятием. Статья 136 ХК Украины определяет право хозяйственного ведения как вещное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества по согласию собственника в случаях, предусмотренных ХК Украины и другими законами.

Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

В юридической литературе отмечается, что собственник имущества, переданного юридическому лицу, сохраняет в отношении его следующие права. Во-первых, сам собственник решает вопросы создания юридического лица. Во-вторых, он определяет цели деятельности создаваемого юридического лица и тем самым устанавливает объем его право — и дееспособности. В-третьих собственник может осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранения этого имущества, для чего может проводить либо аудиторскую, либо комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности. В-четвертых, собственник может принимать решение о реорганизации или ликвидации юридического лица и, соответственно, о судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. И, наконец, в-пятых, собственник имеет право на получение прибыли от использования имущества, переданного в полное хозяйственное ведение[354].

На праве оперативного управления имущество передается и закрепляется за коммунальным некоммерческим предприятием (ч.3 ст.78 ХК Украины), казенным предприятием (ч.3 ст.76 ХК Украины). Статья 137 ХК Украины предусматривает, что правом оперативного управления признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных ХК Украины и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования избыточное имущество, а также имущество, которое не используется, и имущество, которое используется им не по назначению.

Право оперативного управления рассматривается в литературе также как финансируемое за счет собственника особое вещное право юридического лица (организации), владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества[355].

Контрольные вопросы

1. Какое имущество находится на праве собственности Украинского народа?

2. Дайте определение государственной собственности.

3. Назовите органы управления государственным имуществом в соответствии с законодательством. Охарактеризуйте их компетенцию.

4. Укажите функции Фонда государственного имущества в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности.

5. Дайте определение коммунальной собственности.

6. Какое имущество относится к объектам права коммунальной собственности?

7. Раскройте правовой режим имущества государственного предприятия.

8. Определите правовой режим имущества государственного учреждения (организации).

9. Назовите особенности правового режима имущества казенного предприятия.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 742 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

На праве оперативного управления имущество закрепляется

«Закрепление государственного имущества на праве
оперативного управления, хозяйственного ведения и изъятие из
оперативного управления»

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственное имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения и оперативного управления только у краевых предприятий, государственных краевых учреждений, государственных автономных учреждений, органов государственной власти Пермского края (далее – Учреждение).
услуга «Закрепление государственного имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и изъятие из оперативного управления, хозяйственного ведения» (далее — Услуга) исполняется Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее – Министерство).
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Имуществом, изъятым у Учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Читайте так же:  Какой срок установлен для применения дисциплинарного взыскания

Условия закрепления (изъятия) имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления

1. Краевое имущество закрепляется (изымается) на праве оперативного управления только за Учреждениями.
2. Имущество закрепляется (изымается) на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также Регламентом предоставления Услуги.
3. Результатом реализации услуги является приказ о закрепление (изъятии) государственного имущества на праве оперативного управления хозяйственного ведения и изъятие из оперативного управления.

Последовательность действий для получения Услуги

1. Руководителю Учреждения необходимо заполнить заявление о закрепление (изъятии) государственного имущества и приложить необходимые документы.
2. Направить в адрес Министерства заявление и отсканированные документы по закреплению (изъятию) имущества в электронном виде по адресу электронной почты: [email protected] *
_________________________________________________________________________________
*Обращение в электронном виде принимается к рассмотрению в случае получения в течение 10 календарных дней оригинала обращения и прилагаемых документов, представленных почтовым отправлением, нарочным по адресу: г. Пермь, ул. Сибирская, 30а, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
3. Направить в адрес Министерства заявление и документы по закреплению (изъятию) имущества, почтовым отправлением, нарочным по адресу: г. Пермь, ул. Сибирская, 30а, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.

Порядок обжалования действий или бездействий по предоставлению Услуги

Порядок обжалования действий или бездействий государственных служащих по предоставлению услуги определен действующим законодательством Российской Федерации.

Получение сведений об этапе работы над запросом

Информацию об этапе работы над запросом можно получить:
1. На информационных стендах в Министерстве;
2. на сайте Министерства http://mizo.permkrai.ru

3. по телефонам отдела управления имуществом Министерства
4 . при личном обращении заявителя в Министерство по адресу: 614000, г. Пермь, Сибирская, 30а, каб. 209, 213

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к Ст. 296 ГК РФ

1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях — на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).

С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. N 5804/04.

2. Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием — возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.

3. Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограниченны по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.

Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Это может быть соответственно либо Правительство РФ, либо иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или муниципального образования в зависимости от того, какое публично-правовое образование является собственником имущества учреждения или казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Также ограничения установлены и иными законами, регулирующими деятельность учреждений, например Законом РФ «Об образовании».

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, — гласит Закон, — вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Читайте так же:  Процедура банкротства физлиц

В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества. В ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.

В одном из судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 14128/08.

4. Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

———————————
Определение ВАС РФ от 27 июля 2009 г. N 7689/09.

Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09.

5. Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.

Право оперативного управления.

Право оперативного управления – это право учреждения и казенного предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Субъекты государственные казенные предприятия и учреждения.

Момент возникновения права. Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Распоряжение имуществом казенного предприятия

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Читайте так же:  Согласие родителей на усыновление ребенка

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8375 —

| 7300 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Право оперативного управления имуществом

Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

[2]

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Особенности оперативного управления

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Задачи и цели управления

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

  • Рост финансовых показателей;
  • Производительности труда;
  • Снижение риска и травматизма на предприятии;
  • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что такое регистрация оперативного управления

На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Для чего и кому нужна регистрация?

Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.

Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.

Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.

Порядок регистрации прав

Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов. Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается. Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.

Документы требуемые для регистрации

Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:

  • Учредительных документов предприятия;
  • Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
  • Документа о закреплении объекта;
  • Документы о факте передачи собственности.

Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.

Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.

Процедура передачи имущества

Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.

Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Читайте так же:  Испытательный срок для рабочих составляет

Для организаций, у которых происходит изъятие имущества.

1. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления об изъятии федерального имущества из оперативного управления (хозяйственного ведения) и его закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другим юридическим лицом* или подведомственными организациями.

К обращению необходимо приложить:

1.1. Письменное согласие организации – балансодержателя на прекращение права хозяйственного ведения или изъятие из оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к изъятию, на дискете и бумажном носителе по следующей форме (Приложение и № 2):

Наименование и характеристика основных средств, подлежащих изъятию у (наименование юридического лица**)

Инвентарный/ заводской номер

Наименование юридических лиц,** за которыми закрепляются основные средства, в порядке изъятия у (наименование юридического лица**)

Наименование и характеристика основных средств,*** подлежащих закреплению

Инвентарный/ заводской номер

(заверенные печатью и подписью уполномоченного лица копии).

При этом в обращении необходимо подтвердить, что указанное имущество находится на балансе юридического лица, у которого оно изымается, не заложено, не обременено правами третьих лиц, в споре и под арестом, иным запрещением не состоит.

[3]

1.2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

1.3. Копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе (ИНН).

1.4. Копия Устава (Положения).

1.5. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

1.7.Справка о балансовой стоимости каждого объекта недвижимого (движимого) имущества.

1.8. Выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о недвижимом имуществе (в отношении движимого имущества – выписка из реестра федерального имущества о внесении в реестр федерального движимого имущества, балансовая стоимость которого 100 тыс. руб. и более).

1.9. Копия технического паспорта, плана недвижимого имущества (с описанием), паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, если предметом обращения является изъятие недвижимого имущества, транспортных средств.

1.10. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения (оперативного управления) на объекты недвижимого имущества, выписку из ЕГРП о наличии (отсутствии) записи о правах на данное имущество, либо иные правоустанавливающие документы.

1.11. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

Для организаций, у которых происходит закрепление имущества.

2. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления о закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за юридическим лицом* в порядке их передачи от юридического лица или вышестоящей организации в соответствии с п. 1 данного перечня, с указанием перечня имущества, подлежащего закреплению. При наличии возможности указать исх. № и дату письма передающей организации.

К обращению необходимо приложить информацию и заверенные копии документов:

2.1. Письменное согласие организации на закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к закреплению.

2.2. Перечень имущества, подлежащего закреплению, если эти данные отсутствуют в обращении.

2.3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

2.4. Свидетельство о постановке на налоговый учет.

2.5. Устав (Положение).

2.6. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

2.7. Штатное расписание (при закреплении недвижимого имущества).

2.8. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

* юридические лица должны иметь федеральную форму собственности и должны быть зарегистрированы в реестре федерального имущества, которое на территории Ульяновской области ведет Территориальное управление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;

** наименование должно соответствовать полному наименованию юридического лица, согласно Устава (Положения);

Видео (кликните для воспроизведения).

*** наименование и характеристика основных средств (почтовый адрес недвижимого имущества) должны соответствовать сведениям, указанным в инвентарной карточке, по недвижимому имуществу – также данным технического паспорта и реестра федерального имущества.

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  5. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
На праве оперативного управления имущество закрепляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here