Обстоятельствами смягчающими административную ответственность являются

Полезная информация по вопросу: "Обстоятельствами смягчающими административную ответственность являются" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Одним из важнейших принципов административной, как и любой другой юридической ответственности, является ее целесообразность, главным проявлением которой является индивидуализация наказания. Во многом этому способствует наличие в КоАП РФ законодательно закрепленных перечней признаков (обстоятельств), смягчающих и отягчающих административную ответственность и позволяющих правоприменителю более точно квалифицировать степень общественной опасности проступка и, как следствие, применить к правонарушителю менее суровое или более суровое наказание в рамках санкции соответствующей нормы Особенной части КоАП РФ.

Смягчение ответственности за административное правонарушение означает смягчение наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (перечислены в ст. 4.2 КоАП РФ), признаются:

  • 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях (перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ) является предупреждение правонарушений. И именно поэтому раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, законодателем названо первым из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, что уже само по себе способствует делу воспитания правонарушителей, призывает их осознать свой проступок и встать на путь дальнейшего правомерного поведения в обществе.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение им причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть признаны в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств только тогда, когда они исполнены виновным по собственной инициативе. Предотвращение вредных последствий административного правонарушения, возмещение или устранение причиненного при этом вреда по принуждению (например, возмещение вреда по решению суда об удовлетворении гражданского иска или по предписанию уполномоченного на то государственного органа или должностного лица) смягчающими административную ответственность обстоятельствами не являются и признаны таковыми правоприменителем быть не могут.

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств также в силу закона смягчает административную ответственность. Причем речь здесь идет именно о состоянии аффекта, т. е. сильного душевного волнения в момент совершения административного правонарушения (возникшего, например, в результате нанесенной ему тяжкой обиды или оскорбления), а не о невменяемости как о болезненном состоянии психики человека, при которой административная ответственность вообще исключается.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним признано законодателем в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность в силу того, что, в отличие от совершеннолетних, несовершеннолетние в силу специфики своего физиологического развития, как правило, еще не в полной мере обладают навыками правомерного поведения в обществе и значительно легче подпадают под чужое влияние.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, также во многом обусловлено особым состоянием психики женщины, находящейся в состоянии беременности, которое, как правило, сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью и раздражительностью, что нельзя не учитывать при назначении административного наказания. Что же касается совершения административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка, то данное обстоятельство не может быть признано в качестве смягчающего административную ответственность, если виновная лишена родительских прав, жестоко обращается со своими детьми, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей и не оказывает им при этом материальной поддержки.

[2]

Приведенный выше перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, что следует из положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, где сказано, что «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». В качестве таковых, например, может выступать преклонный возраст нарушителя и пр.

Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ (ст. 4.3) предусмотрены и условия (обстоятельства), при наличии которых возможно усиление степени административной ответственности в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ, предусматривающей ответственность за то или иное конкретное правонарушение.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  • 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • 4) совершение административного правонарушения группой лиц;
  • 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим, расширенному толкованию правоприменителем не подлежит и претерпел некоторые изменения по сравнению с аналогичным перечнем в ранее действующем КоАП РСФСР 1984 г. Так, в частности, совершение административного правонарушения лицом, ранее совершившем преступление, уже не указывается законодателем в качестве отягчающего ответственность обстоятельства.

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, также является отягчающим административную ответственность обстоятельством, поскольку повторность свидетельствует об устойчивости противоправного поведения нарушителя и о его упорном нежелании выполнять установленные в обществе правовые нормы. Причем повторность будет отягчать ответственность только за совершение однородного административного правонарушения (например, повторное нарушение правил дорожного движения, таможенных правил и пр.). В случае же, когда лицо ранее привлекалось к ответственности за нарушение правил дорожного движения, а затем в течение года нарушило еще и режим Государственной границы РФ, то повторности, как отягчающего ответственность обстоятельства, здесь уже не будет.

Следует также сказать, как справедливо отметили авторы Комментария к Кодексу РФ об административных правонарушениях под редакцией профессора Э.Н. Ренова, что положение КоАП РФ о повторности как отягчающем административную ответственность обстоятельстве будет «работать» только там и тогда, где и когда ведется учет совершенных административных правонарушений по лицам.

Значительно повышается степень вины и тем самым отягчается административная ответственность взрослого правонарушителя, если он вовлекает в правонарушение несовершеннолетнего. Причем ответственность за это усиливается вне зависимости оттого, в какой форме такое вовлечение осуществлялось — путем обмана, уговоров, угроз, использования зависимого положения или пр.

Читайте так же:  Куда обращаться если нарушены права потребителя

Однако, как и в случае с продолжением противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, вовлечение в совершение правонарушения несовершеннолетнего может рассматриваться только тогда, когда такое вовлечение не характеризует объективную сторону конкретного административного правонарушения (в частности, вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ — ст. 6.10 КоАП РФ).

Совершение правонарушений группой лиц традиционно считается более опасными видами противоправных деяний и свидетельствуют об определенной организации девиантного поведения, об объединении усилий нескольких лиц для достижения противоправного результата, в силу чего и рассматриваются как отягчающее ответственность обстоятельство, как в уголовном, так и в административном праве. В то же время характер и размер ответственности этих лиц должны определяться с учетом требований принципа индивидуализации административной ответственности в зависимости от степени участия каждого из них в совершении правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах представляет повышенную общественную опасность, поскольку осложняет правоохранительным органам возможность поддерживать общественный порядок и в должной мере противодействовать противоправному поведению. При таких обстоятельствах люди нередко оставляют свои дома и имущество без присмотра, система государственного управления претерпевает определенного рода сбои, в силу чего совершение административных правонарушений в таких ситуациях и признано в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Более того, совершение правонарушений в таких условиях свидетельствует и об определенной социальной установке правонарушителя как личности, и это также следует учитывать при вынесении административного наказания.

Что же касается совершения административного правонарушения в состоянии опьянения как отягчающего административную ответственность обстоятельства, то, во-первых, в ст. 4.3 КоАП РФ указано, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность (т. е. состояние опьянения является факультативным (необязательным) в списке отягчающих административную ответственность обстоятельств), а во-вторых, как и другие, данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее в случае, если оно предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Особенной части КоАП РФ (например, ст. 11.9 «Управление судком судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения», ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и др.).

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Анализ правил ст. 4.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) обстоятельства, указанные в п. 1-5 ч. 1 ст. 4.2 как смягчающие административную ответственность:

а) перечислены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом: закон допускает признание в качестве смягчающих и другие обстоятельства;

б) судья, орган, должностное лицо обязаны в любом случае учитывать;

2) любые другие обстоятельства судья, орган, должностное лицо могут признать в качестве смягчающих с учетом:

а) специфики рассматриваемого ими административного правонарушения, состава его участников, времени, места, обстановки его совершения и т.п.;

б) того, что необходимо (в постановлении о назначении административного наказания) указать мотивы признания таких обстоятельств в качестве смягчающих административную ответственность;

3) при назначении административного наказания судья, орган, должностное лицо должны руководствоваться также общими началами назначения административного наказания (см. о них коммент. к ст. 4.1);

4) комментируемая статья устанавливает, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть предусмотрены не только в нормах КоАП, но и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся, в частности:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Речь идет о том, что такое лицо осудило свое деяние, заверило остальных в том, что в дальнейшем не совершит административного правонарушения. Имеется в виду любая форма раскаяния, в т.ч. и деятельное раскаяние (например, заглаживание вреда каким-либо образом). Самостоятельным видом обстоятельства смягчающего ответственность является добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (оно введено Законом N 118 и вступило в силу с 01.10.04). Сообщение может быть письменным, устным, по факсу и т.п. при личной явке виновного, по телефону и т.д. главное чтобы оно было именно добровольным (а не под давлением, например, сотрудников милиции, таможенного органа и т.д.). Не важно, в какой орган лицо сообщит о совершенном деянии (например, он сообщил в милицию, хотя нужно было сообщать в антимонопольный орган) — важен сам факт того, что лицо добровольно решило сообщить о совершенном правонарушении.

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий. То есть после того, как деяние было совершено, лицо:

а) стало предпринимать меры, чтобы его вредные последствия не наступили или наступили в меньшем объеме;

б) предупредило лицо (против интересов которого было направлено административное правонарушение) о возможных вредных последствиях административного правонарушения, помогло ему избежать таких последствий;

в) добровольно возместило причиненный вред;

г) устранило причиненный административным правонарушением вред;

3) совершение административного проступка:

а) в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Сам по себе аффект не освобождает лицо от административной ответственности, не свидетельствует о том, что вина отсутствует, но смягчает ответственность. Причем конструкция анализируемой нормы такова, что она охватывает и случаи, когда аффект был вызван поведением самого пострадавшего, и случаи, когда подобная связь отсутствовала;

б) при тяжелых личных обстоятельствах. Они могут быть самыми разнообразными (например, человек совершил мелкую кражу продуктов, поскольку не ел 3 дня). Закон заранее не связывает руки судье, органу, должностному лицу, не оговаривая причины и конкретные виды упомянутых личных обстоятельств: важно, чтобы характер этих обстоятельств был именно неблагоприятным (тяжелым) и чтобы они были неразрывно связаны с личностью правонарушителя (боль, страдание, переживание, чувство голода и т.д.);

в) при стечении тяжелых семейных обстоятельств (например, человек превысил установленную предельную скорость движения автомобиля, т.к. спешил к больной супруге).

В практике возникает вопрос: должно ли иметь место одно тяжелое личное или семейное обстоятельство или их должно быть несколько (учитывая, что в ст. 4.2 говорится о стечении таких обстоятельств)? Логическое и грамматическое толкование п. 3 ч. 1 ст. 4.2 показывает, что даже если такое обстоятельство одно, игнорировать его судья, орган, должностное лицо не вправе;

4) совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет. Речь идет о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет (см. ч. 1 ст. 2.3).

В практике возникает вопрос: если лицо было признано полностью дееспособным до достижения 18-летнего возраста (например, в порядке эмансипации, ст. 27 ГК), то распространяются ли на него правила п. 4 ч. 1 ст. 4.2? Да, распространяются: дело в том, что в ст. 4.2 исключений для каких-либо категорий несовершеннолетних не делается;

Читайте так же:  Порядок регистрации права собственности на земельный участок

5) совершение административного проступка женщиной:

а) находящейся в состоянии беременности. Речь идет о том, что беременность женщины имела место именно в момент совершения противоправного действия или бездействия (а не в момент назначения административного наказания);

б) имеющей малолетнего ребенка. В практике возникает вопрос: какой ребенок признается малолетним? Систематическое толкование ст. 4.2 и ст. 28 ГК и ст. 3.9 (см. коммент. к ней) показывает, что малолетним считается ребенок, не достигший 14 лет.

3. В практике также возникает вопрос: является ли смягчающим административную ответственность обстоятельством примирение правонарушителя с потерпевшим? Отвечая на этот вопрос, нужно учесть, что:

1) в КоАП нет нормы, аналогичной ст. 76 УК (о том, что может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с пострадавшим и загладило причиненный пострадавшему вред);

2) судья, орган, должностное лицо (учитывая открытый характер перечня смягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 4.2) вправе признать в качестве такового и примирение правонарушителя с потерпевшим.

На том же основании можно отнести к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, изменение обстановки (уже после содеянного), а также то, что лицо совершило административное правонарушение впервые.

4. Анализ судебной практики показывает, что:

1) при применении ст. 4.2 и определении конкретного размера штрафа, судам необходимо исходить из того, что в силу ст. 4.1 размер штрафа не может быть ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП (п. 21 Пост. N 2);

2) при назначении наказания судья (с учетом смягчающих вину обстоятельств) не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи (п. 21 пост. N 5).

Комментарии к СТ 4.2 КоАП РФ

Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Комментарий к статье 4.2 КоАП РФ:

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Смягчающие обстоятельства — это такие условия, наличие которых предоставляет право органу (должностному лицу), рассматривающему дело, ослабить меру ответственности до минимального размера санкции за правонарушение или даже освободить от ответственности.

Согласно КоАП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения признаются:

[3]

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение.

Это означает, что физическое лицо осознает противоправный характер содеянного и признает свою вину, осуждает свое противоправное поведение, о чем могут свидетельствовать его детальные объяснения обстоятельств и причин правонарушения, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу)

Читайте так же:  Получение повторного свидетельства о рождении

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения.

Это означает, что физическое лицо реально устранило или уменьшило такие последствия;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

Добровольность означает, что физическое лицо, совершившее правонарушение, без напоминаний, указаний со стороны потерпевшего, лица, осуществляющего расследование по делу, возмещает в натуре, в денежном эквиваленте или иным образом устраняет причиненный вред [12, с. 113];

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.

Малолетним является ребенок, который не достиг возраста 14 лет. При учете данного обстоятельства, смягчающего ответственность, необходимо установить, что лицо, совершившее административное правонарушение, не уклонялось от содержания и воспитания своего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.

К таким тяжелым обстоятельствам можно отнести: длительную болезнь лица, совершившего административное правонарушение, смерть родственника и т. д.;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Под угрозой понимается психическое воздействие на лицо с целью склонения его к совершению административного правонарушения возможностью осуществить в отношении его или его имущества какие-либо насильственные действия (нанести побои, распространить позорящие его сведения или сведения, которые он желает сохранить в тайне, уничтожить имущество и т. д.). Под принуждением понимается психическое или физическое воздействие на лицо, осуществляемое с целью заставить его совершить административное правонарушение. Материальная, служебная или иная зависимость означает, что в отношении лица, совершающего административное правонарушение, существует угроза лишиться каких-либо материальных или духовных благ, которыми оно обладает в силу своего положения в быту, на работе, в определенном коллективе и т. д. [12, с. 114];

  • 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  • 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной [1, ст. 7.2].
Видео (кликните для воспроизведения).

Этот перечень не является исчерпывающим, например Таможенный кодекс относит к смягчающим обстоятельствам активное способствование разрешению дела, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Также данный перечень является открытым: орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Отягчающие обстоятельства — это такие условия, присутствие которых позволяет органу (должностному лицу), решающему дело, усилить, повысить меру ответственности до максимального размера санкции, предусмотренной за административное правонарушение.

В КоАП законодатель также указывает на обстоятельства, отягчающие ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его.

Такое поведение свидетельствует о злостном характере правонарушения, о нежелании лица, совершающего правонарушение, отказываться от своего противоправного поведения, об игнорировании правомерных требований прекращения административного правонарушения [12, с. 115];

2) совершение административного правонарушения повторно.

Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя. Однако, если такое обстоятельство является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, то оно не может рассматриваться отягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное деяние. Совершение административного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения предусматривает более строгое взыскание;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение.

Вовлечение означает психическое или физическое склонение несовершеннолетнего к совершению административных проступков;

4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей.

При совершении правонарушения группой лиц усилия таких лиц объединяются, в связи с чем представляют большую общественную опасность и общественным отношениям наносится больший вред;

  • 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • 6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни.

О мотивах расовой, национальной либо религиозной розни могут свидетельствовать действия правонарушителя, демонстрирующего свою неприязнь к людям другой расы, национальности, вероисповедания путем совершения административного правонарушения;

  • 7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  • 8) совершение административного правонарушение с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  • 9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • 10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • 11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном положении [1, ст. 7.3].

[1]

Отметим, что, в зависимости от характера правонарушения, орган или должностное лицо, рассматривающее дело, может не признавать данные обстоятельства отягчающими [15, c. 102].

В некоторых случаях существует возможность применить основное или основное и дополнительное наказание.

Эта возможность не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормами административного права. Отметим, что последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и правовыми актами, предоставляющими правоприменителю возможность или прямую обязанность заменить взыскание иными мерами воздействия.

КоАП закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

Освобождение от административной ответственности применяется в следующих случаях:

1. при совершении малозначительного правонарушения;

Следует отметить, что КоАП, закрепив возможность суда, органа, ведущего административный процесс, освобождать лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения, не раскрыл понятия малозначительности.

Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам [9, с. 34];

  • 2. с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность (п.2, 3, 6 ч.1 ст. 7.2 КоАП);
  • 3. в связи с примирением с потерпевшим (ст. 8.4 КоАП);
  • 4. освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине ( ст. 8.5 КоАП);
  • 5. освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие заболевания ( ст.8.6 КоАП);
  • 6. освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми (ст.8.7 КоАП).

Установлены ограничения на применение отдельных видов административных взысканий. Так, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

Читайте так же:  На что имеет право жена после смерти мужа

В то же время, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП [11, c. 205].

В целях повышения эффективности административных взысканий законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, взыскание должно быть наложено не позднее месяца со дня решения об отказе либо прекращении.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

См. комментарии к статье 4.2 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ часть 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ в пункт 7 статьи 4.2 настоящего Кодекса внесены изменения

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.2 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

СТ 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Читайте так же:  Штраф за вождение без прав несовершеннолетних

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.8 и 24.5 КоАП РФ).

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека. Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью. Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

— добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст. 5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания).

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Источники


  1. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  2. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here