Очередные выборы проводятся

Полезная информация по вопросу: "Очередные выборы проводятся" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов

Рассмотрим понятие, цель, социальную роль, принципы и виды выборов.

Выборы – это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

Практика выборности должностных лиц обладает многотысячелетней историей, однако в заметных масштабах они стали использоваться лишь после буржуазных революций XVIII века. Одной из целей последних являлось ликвидация преград для капиталистического развития.

Социальная роль выборов

На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

– институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

– демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

– в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

– легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

[2]

– формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «голосование должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов.

В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов: всеобщие и частичные. При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента). Частичные выборы организуются с целью пополнить состав представительного органа по причине досрочного выбытия отдельных депутатов.

В зависимости от территориальных масштабов выделяют три вида выборов: национальные, региональные и местные. Национальные выборы проводятся на территории всего государства, региональные – организуются лишь на территории соответствующего субъекта, местные – проходят на территории отдельных муниципальных образований.

В зависимости от количества мандатов, которые замещаются в избирательных округах, они бывают двух видов: униноминальные (от каждого округа избирается только одно лицо) и полиноминальные (от округа избирается сразу несколько лиц).

В зависимости от количества туров голосования выделяют следующие виды: выборы, которые проходят в один, два или несколько туров. Если результат выборов устанавливают после однократного голосования избирателей, то значит, что они проводятся в один тур, а если для этого может понадобиться два голосования, то они проходят в два тура. В практике встречаются и многотуровые выборы.

В зависимости от плановости выделяют следующие виды: очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа. Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.). Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане. Они проходят почти во всех государствах при избрании депутатов нижней палаты парламента и органов местного самоуправления. Во многих странах напрямую избираются президенты (Россия, Франция, Австрия, Болгария).

[3]

При проведении непрямых выборов избиратели как бы делегируют свой голос представителям, которых они избирают. Выделяют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При проведении косвенных выборов выборщики голосуют за выдвигаемого кандидата (например, выборы Президента США). При проведении многостепенных выборов избиратели выбирают определенный представительный орган, функцией которого является избрание данного органа либо должностного лица. Они бывают двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т.п. Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

В юриспруденции понятие «избирательное право» используется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления. Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти. Оно бывает двух видов: активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

Конституционное право зарубежных стран

Парламентские выборы

Из 77 депутатов Мажилиса 67 избираются на пять лет по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе в два тура: 10 депутатов избираются на тот же срок по партийным спискам и системе пропорционального представительства в общенациональном избирательном округе. К распределению депутатских мандатов в общенациональном избирательном округе допускаются политические партии, за списки кандидатов которых подано не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Формально выборы в Казахстане проводятся на альтернативной основе, однако Указ о выборах допускает участие в выборах и одного кандидата. В этом случае он считается избранным, если за него отдано более 50% голосов от числа проголосовавших избирателей при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей.

Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией с учетом административно-территориального деления республики и с учетом приблизительного равенства числа избирателей. Разница в численности избирателей в избирательных округах не должна превышать 25%.

[1]

Обновление границ избирательных округов производится перед каждыми парламентскими выборами. В связи с этим Указ 1995 г. устанавливает, что список избирательных округов с указанием их границ и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией не позднее 10 дней после назначения выборов.

Лица, выдвинутые кандидатами в депутаты Мажилиса, в период между двумя и одним месяцем до дня выборов подают в окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться для регистрации в качестве кандидата в депутаты. К заявлению прилагаются биографические данные, медицинская справка о состоянии психического здоровья, документ, подтверждающий внесение избирательного взноса.

Избирательный взнос вносится из собственных средств кандидата в стократном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. Вне зависимости от итогов выборов этот взнос кандидату не возвращается и обращается в доход республиканского бюджета.

Указ предусматривает несколько видов выборов депутатов Мажилиса: очередные выборы, проводимые по окончании конституционного срока полномочий; внеочередные выборы — в случае досрочного прекращения полномочий Парламента; выборы депутатов вместо выбывших — при досрочном выбытии депутата по любой причине. Дату выборов вместо выбывших депутатов назначает Центральная избирательная комиссия.

Читайте так же:  Смена места регистрации физического лица

Для действительности выборов необходимо участие в голосовании более 50% избирателей. Кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным.

В случае если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравших большее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, но не менее 40% от общего числа их голосов.

Последние по времени выборы депутатов Мажилиса состоялись 10 и 24 октября 1999 г. В выборах приняли участие 10 политических партий, и на каждый мандат баллотировались в среднем 8 кандидатов. В итоге выборов ПНЕК вместе с поддерживающей ее Гражданской партией создала самое крупное депутатское объединение в Мажилисе. Значительную часть депутатских мест занимают независимые депутаты, многие из которых так или иначе примыкают к правительственной коалиции.

Выборы депутатов Сената проводятся иначе. В Сенат избираются тайным голосованием по два депутата от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующей территориальной единицы, которые считаются выборщиками. Семь депутатов Сената назначаются Президентом на срок полномочий палаты. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года.

Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается за месяц до дня выборов. Оно проводится на сессиях соответствующих маслихатов. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат. Возможно самовыдвижение.

Регистрируют кандидатов соответственно областные, городские (городов республиканского значения и столицы) избирательные комиссии. Обычно регистрация начинается не позднее чем за 40 дней до дня выборов и заканчивается не позднее чем за 20 дней до этого дня. Необходимые для регис-трации документы и избирательный взнос — такие же, как при регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса.

Совместное заседание выборщиков правомочно, если на нем присутствует более 50% от общего числа депутатов каждого из маслихатов, действующих в области, городе республиканского значения или в столице. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% присутствующих выборщиков.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Избран-ным считается кандидат, набравший такое же количество голосов, как и при выборах депутата Мажилиса, рассмотренных нами выше. Последние по времени выборы депутатов Сената прошли в сентябре 1999 г.

Виды выборов РФ

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации.

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения, следует выделять:

§ выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);

§ выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);

§ выборы законодательных органов субъектов Федерации;

§ выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

§ выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);

§ выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);

§ выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

§ депутатов Государственной Думы;

§ депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;

§ депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

§ глав муниципальных образований;

§ депутатов представительных органов муниципальных районов;

§ контрольных органов муниципальных образований.

Эти выборы являются не единственно возможными способами формирования указанных органов. При этом именно иные, не связанные с выборами, способы нередко получают предпочтительное закрепление в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований. Особенно наглядно это проявляется при выборах мировых судей. Хотя Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает возможность замещения должности мирового судьи либо посредством назначения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо путем избрания населением соответствующего судебного участка, законодательство всех субъектов Федерации игнорирует выборы как способ замещения указанных должностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8315 —

| 7945 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды выборов и избирательных систем (стр. 1 из 2)

Выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными . Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы . Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы – палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.

Читайте так же:  Возврат коляски по гарантии

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные . Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Особенности выборов при различных политических режимах

В мире трудно найти страны в которых не проводились бы выборы в органы политической власти. Однако далеко не все выборы можно отнести к демократическим. выделим типы выборов в зависимости от характера взаимодействия государства и гражданского общества.

Так, выборы, при которых гражданское общество подчинено государству, характерны для различных авторитарных режимов. Все основные решения о составе депутатов, о содержании предвыборных программ принимаются заранее политическим руководством страны (хунтой, олигархией, монопольной партией и т. п.). Кандидаты, как правило, анонимны, так как избиратели не знают ни их самих, ни их программ. Они выступают не как представители избирателей, а как представители правящих партийно-государственных структур. Тоталитарная политическая система, за идеологическими прикрытиями прячет свое действительное содержание и претендует на выражение народной воли, воплощение демократии высшего типа. Она использует так называемые безальтернативные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реального влияния на процесс принятия решения.

Понятно, что невелика роль выборов и в тех странах, где механизм выборов подчинен силе патриархальной традиции, которая определяет и способ голосования и выбор кандидатов. В этих условиях выборы являются лишь формой общинных и клановых механизмов мобилизации социальной активности.

Второй тип выборов, при неустойчивом равенстве сил государства и гражданского общества. Он часто встречается в странах, где демократические режимы еще не имеют глубоких корней, а демократические устремления лидеров государства наталкиваются на противодействие антидемократических сил. При этом избранные народом представительные органы власти нередко прекращают свое существование в результате насильственных действий.

– избрание местных структур самоуправления;

– формирование политической арены предвыборной борьбы на местном и региональном уровнях путем создания партий и движений, и выборы их руководящих органов;

– избрание руководителей исполнительной власти.

Итак, технология развертывания гражданского общества происходит через демократические выборы. Продолжительность же перехода от авторитаризма к демократии исчисляется десятилетиями, поколениями и сериями демократических выборов. Чем меньше практического опыта многопартийности, чем неблагоприятнее социально-демократические условия, способствующие выработке политической терпимости, тем необходим больший временной интервал. Поспешность некоторых стран, считающих что переход к демократии – происходит в мгновение, которое нельзя упускать, зачастую приводит к скорому восстановлению авторитаризма .Кроме того, несовершенное законодательство, отсутствие демократических традиций и механизмов общественного контроля за ходом выборов, характерное для стран с неустойчивым равновесием между государством и гражданским обществом, могут приводить к многочисленным фальсификациям результатов голосования. Для таких стран каждые действительно демократические выборы представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства.

Третий тип выборов при демократических режимах, когда государство подчинено гражданскому обществу.

Условием развития гражданского общества выступает равновесие, равенство прав, равное развитие государства, общества и индивида. Все вероятные конфликты межу ними регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подотчетна созданными ею законам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно выделить и несколько общих характеристик, обусловленных природой демократии как основанного на выборах политического соперничества. Это: взаимное доверие между претендентами на власть, традиционное уважение правил формирования властвующих элит через свободные демократические выборы.

Поведение избирателей и кандидатов в депутаты в странах с развитой демократией характеризуется как автономное и целерациональное. В то же время, общественное мнение не всегда в состоянии воздействовать на государство и высших должностных лиц, которые устанавливают различные цензы, правила и способы проведения выборов. В такого рода обществах выборы выступают как реальный механизм формирования политических элит. Они позволяют населению воздействовать на официальный политический курс, модифицируя его в соответствии со своими потребностями. Здесь выборы в органы власти представляют собой легитимные каналы взаимодействия официальных и неофициальных субъектов, в ходе чего достигается общественный порядок и социальная стабильность.

В конституционном обществе (правовом государстве) развит либерально-демократический или конституционалистский тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, формировании отношений государственного представительства путем выборности всех центральных органов власти народом. Этот тип легитимности – результат долгой социо-экономической и социокультурной эволюции западных обществ, выступает сегодня ведущей тенденцией мирового развития

Избирательное право – это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность.

Конституционное право зарубежных стран

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Читайте так же:  Раздел имущества между наследниками

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Последние новости

В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».

Понятие избирательной системы

– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

–совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.

В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

Виды избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

    Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

  • абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
  • относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
  • квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
  • Пропорциональная избирательная система.
  • Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

    Смешанная избирательная система.

    Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

    Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

    Избирательная система РФ

    Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

    Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

    • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
    • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
    • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
    • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

    До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

    При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

    Читайте так же:  Раздел дома после развода

    При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

    С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

    Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

    Очередные выборы проводятся

    Выборы президента Казахстана (2005) — Выборы Президента Республики Казахстан в 2005 году состоялись 4 декабря, как и было определено Мажилисом Парламента 7 сентября 2005 года[1]. Кандидатами на пост Президента Казахстана были: действующий Президент страны Нурсултан Назарбаев, лидер… … Википедия

    Выборы мэра Хьюстона (2011) — Выборы мэра Хьюстона 8 ноября 2011 года Явка избирателей: 12 %[1] … Википедия

    Выборы в Московскую областную думу (2007) — ← 2001 2011 → Выборы в Московскую областную думу IV созыва … Википедия

    Выборы мэра Челябинска (2009) — ← 2005 Выборы мэра Челябинска 1 марта 2009 года Явка избирателей … Википедия

    Выборы мэра Челябинска (2005) — ← 2000 2009 → Выборы мэра Челябинска 20 марта 2005 года Явка из … Википедия

    Выборы Главы города Вологды (2003 год) — ← 1999 2008 → Выборы Главы города Вологды 7 декабря 2003 года Явка избирателей: 56% … Википедия

    Выборы в Литве — делятся на национальные и муниципальные. На национальном уровне избираются глава государства президент Литвы и депутаты парламента Сейма Литовской Республики. На муниципальном уровне (в самоуправлениях) избирают депутатов… … Википедия

    Выборы и роспуск обеих палат в парламенте Японии — Парламент Японии высший законодательный орган государства, состоит из двух палат: нижней, палаты представителей (Сюгиин), и верхней, палаты советников (Сангиин). Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых сроком на четыре года,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Выборы Президента Российской Федерации — Президент Российской Федерации является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Выборы — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Очередные выборы проводятся

    Выборы в Мажилис Парламента Казахстана (2007) — Досрочные выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан в 2007 году прошли 18 августа (по партийным спискам) и 20 августа (выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана). Проведение выборов было связано с принятием в мае 2007 года поправок в … Википедия

    Выборы в Эстонии — Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

    Внеочередные парламентские выборы в Израиле — Выборы восемнадцатого состава Кнессета выборы в парламент Израиля, которые должны были состояться в 2010 году. Однако, новый лидер партии «Кадима» Ципи Ливни не смогла сформировать коалиционное правительство и была вынуждена рекомендовать… … Википедия

    Внеочередные Олимпийские игры 1906 — года проводились в Афинах 22 апреля 2 мая 1906 года (с 9 по 19 апреля по юлианскому календарю) на «Мраморном стадионе», на котором проходили Олимпийские игры 1896 года. Участвовали 883 спортcмена и 20 спортсменок из 21 страны. Они не были… … Википедия

    ВЫБОРЫ — форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования. По масштабам (территориальному признаку) проведения выделяют национальные… … Политологический словарь-справочник

    ВЫБОРЫ — (elections) избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ВЫБОРЫ — важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых… … Политология: словарь-справочник

    Президентские выборы в Казахстане (2011) — ← 2005 2016 → Выборы президента Казахстана 3 апреля 2011 года Явка … Википедия

    Несостоявшиеся парламентские выборы на Украине (2008) — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть … Википедия

    Следующие парламентские выборы на Украине — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии: Политика и правительство Украины Конституция Исполнительная власть Президент Виктор Ющенко Кабинет Министров Премьер министр Юлия Тимошен … Википедия

    Найдено 12 определений термина ВЫБОРЫ

    избрание с помощью голосования представительных органов государства, членов организации, должностных лиц.

    способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

    choice) — 1) отбор нужного, предпочитаемого из наличного; 2) то, из чего можно выбрать; 3) о том, кто выбран (избран). Издавна подмечено, что правильный выбор — предпосылка и гарантия спеха функционирования органов власти.

    совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

    процедура непосредственного избрания или выдвижения тех или иных лиц путем открытого или закрытого (тайного) голосования для выполнения гражданских функций; один из способов институализации государственной власти; наиболее широко распространенный механизм формирования органов и институтов власти [Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 1999. -Т. 1. -С. 237].

    elections) — избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция Российской Федерации (ст. 3) характеризует выборы, наряду с референдумом как высшее непосредственное выражение власти народа. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации избираются ее Президент, государственная Дума, выборные и другие органы местного самоуправления.

    форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования. По масштабам (территориальному признаку) проведения выделяют национальные (общегосударственные) выборы, которые проводятся на всей территории страны, и региональные (местные) выборы, посредством которых избираются представители в местные органы самоуправления. По количественному признаку (участию избирателей) говорят о выборах всеобщих (полных), когда в избирательном процессе участвуют все граждане государства, и частичных (дополнительных, промежуточных), в случае, если, например, необходимо пополнить состав парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. По срокам проведения выборы делятся на очередные (проводятся в установленные законом сроки), внеочередные (при досрочном роспуске парламента или отстранении президента от занимаемой должности) и повторные (в случае признания выборов недействительными или несостоявшимися, а также в случае, если на выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран).

    Читайте так же:  Продолжительность ненормированного рабочего дня

    2) совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти.

    процедура избрания на определенные государственные посты народных представителей, выдвинутых от партий, движений или самостоятельно. В условиях советского строя выборы носили формальный характер, т. к. обеспечивалась почти 100 % явка избирателей с голосованием на безальтернативной основе. Однако тем самым западным демократиям давали понять, что и в СССР существует институты, позволяющие осуществлять демократическое волеизъявление. Однако в условиях «демократического» устройства современной России выборы превращаются в шумный балаган с наличием множества кандидатов, партий или претендентов на «разыгрываемый» пост. В процессе выборов активно используются выборные технологии и манипуляция общественным мнением. Исход выборов, как правило, заранее известен ввиду того, что нужные власти кандидаты имеют громадную финансовую и административную поддержку. Народ же выполняет чисто формальную функцию, «голосуя сердцем» .

    Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается все, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР — Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки «фашизма» и «экстремизма» на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ».

    Одним из вариантов выборов является референдум.

    См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.

    важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента).

    В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того — очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие — ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многостепенные); при тайном — при открытом голосовании.

    Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей.

    Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании.

    Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их.

    В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства — количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место.

    Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран — и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

    Выборы — это механизм, посредством которого взгляды граждан страны трансформируются в политические действия. Роль института выборов многогранна. Выборы обеспечивают суверенитет общества, наделяя граждан высшей политической властью в государстве. Выборы позволяют людям участвовать в реализации ключевых моментов политической деятельности, например в подборе персонала институтов власти и определении содержания государственной политики. Выборы — это тот механизм, который обеспечивает подотчетность власти. Они являются характерной особенностью либерально- демократического устройства общества, в котором верховная власть остается в руках людей. Власти должны быть подотчетны людям в своих действиях. Те представители власти, которые утрачивают поддержку со стороны общественного мнения, могут быть смещены со своих постов в ходе следующих выборов. Кроме того, выборы — это основной связующий элемент между властью и подданными, они служат барометром общественных настроений, помогают власть предержащим действовать в русле общих пожеланий людей.

    Основная функция выборов при либерально-демократической политической системе заключается в определении персоналий, которые будут управлять страной, действуя в соответствии с выраженной в ходе выборов волей общества. Избирательные кампании, таким образом, являются важнейшим элементом участия граждан в политическом управлении. Кампании призваны обеспечить достижение ряда целей. Они могут способствовать укреплению лояльности существующих сторонников партии, активизации их поддержки, обеспечивать явку сторонников на избирательные участки. Потому-то так важно, чтобы партия четко представляла себе состав собственного электората. Помимо этого, кампания может иметь целью привлечение новых сторонников, поиск дополнительных источников электоральной поддержки партии.

    Важность избирательных кампаний возрастает с развитием процесса отхода традиционных и классовых приверженцев партий и параллельным увеличением числа избирателей, не определившихся в своих политических предпочтениях. Кампании позволяют сделать собственный выбор тем, кто не знает, какой партии отдать свой голос, и колеблющимся избирателям.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    См. также статьи «Либеральная демократия», «Отход приверженцев», «Подотчетность», «Политическое участие», «Суверенитет».

    Источники


    1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

    2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

    3. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
    4. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
    Очередные выборы проводятся
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here