Понятие публичные правоотношения

Полезная информация по вопросу: "Понятие публичные правоотношения" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Понятие публичные правоотношения

Ключевые слова: ПРАВООТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ; СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ; ГОСУДАРСТВО; LEGAL RELATIONS; PUBLIC LEGAL RELATIONS; AUTHORITIES; PUBLIC AUTHORITIES; SUBJECT OF PUBLIC LEGAL RELATIONS; THE STATE.

[1]

Публичные правоотношения в современном демократическом государстве занимают, можно сказать, центральное место, иными словами – это основа государственных правоотношений. Все государственные органы власти имеет, прежде всего, публичный статус.

В этой связи представляется важным изучение и исследование понятия и сущности публичных правоотношений.

Необходимо отметить, что современная юридическая литература не имеет и не одержит самого родового понятия «публичное правоотношение».

Безусловно, публичные правоотношения – это, в первую очередь, правоотношения, содержание которых достаточно, широко исследованы, и освещены в теории государства и права.

Традиционно, правоотношения определяются как:
1) общественное отношение, в рамках которого стороны связаны между собой взаимными юридическими правами, обязанностями и охраняются государством [1, с. 307];
2) вид общественного отношения, участники которого взаимодействуют на основе установленных, охраняемых государством прав и обязанностей [2, с. 416];
3) совокупность субъективных прав, юридических обязанностей и соответствующих действий фактического порядка [3, с. 112].

Таким образом, публичные правоотношения, как одна из разновидностей правоотношений представляет собой единство юридических прав и обязанностей субъектов права, которые устанавливаются и соответственно охраняются государством.

Полагаем, специфика публичных правоотношений заключается именно в правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений.

В публичных правоотношениях, как справедливо отмечает С.Э. Шиндяпин [4, с. 179]:
1) во-первых, субъекты по своему правовому статусу не равны;
2) во-вторых, предусматривают обязательное наличие субъекта, имеющее полномочия властного характера, публично-правовой статус, компетенции;
3) в-третьих, строятся по формуле «власть-подчинение», соответственно, одна сторона обладает исключительно юридическими обязанностями, а другая только субъективными правами;
4) в-четвертых, правомочие обязательного субъекта приобретает статус обязанности;
5) в-пятых, имеет место разнополярность правового статуса такого субъекта, как физические лица. В частности, физическое частное лицо может выступать обязанной стороной, физическое должностное лицо выступает только как управомоченная сторона;
6) в-шестых, в качестве субъектов могут выступать разные формы общественных объединений, таких как, как нация, класс, социальный слой и др., которые, как правило, выражают мнение большинства.

В юридической литературе нет единства в вопросе понятия и сущности публичных правоотношений.

В частности, под публичными правоотношениями понимают:
1) правоотношения, в которых одним из субъектов обязательно выступает носитель государственно-властных полномочий [5, с. 269];
2) правоотношения, субъектами которого являются два лица, индивидуальный носитель правомочия и то социальное целое, в права коего облекается индивид [6, с. 198];
3) систему, которая обладает внутренним разнообразием и состоит в свою очередь из взаимосвязанных с ней подсистем [7, с. 3];

Безусловно, существующие подходы заслуживают внимание и признания.

Представляется, основой публичных правоотношений является публичная власть.

Согласно Конституции РФ, единственным источником всей публичной власти в России является народ [8] (ст. 3 Конституции РФ).

Народ, выступает непосредственно действующим властным субъектом, например, в связи с общегосударственными референдумом, выборами [9, с. 79].

Другим традиционным субъектом публичной власти называют государство, которое проявляет себя в отношениях властвования через органы государственной власти.

Однако публичная власть, по мнению О. А. Воробьевой – это многоуровневая система [10, с. 144]. Как подмечает, О. М. Рой, уровни власти представляют собой вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, которые разделены согласно режимам делегирования полномочий высших управленческих звеньев низшим [11, с. 14].

Природа публичной власти, применительно к Российскому государству, характеризуется наличием 2-х ее уровней, государственного и местного. Государственная публичная власть, в свою очередь, проявляется на федеральном и региональном уровнях. Согласно, Конституции РФ, все уровни публичной власти равнозначны и равноценны.

Любое понятие, в т.ч. правовое раскрывается, как правило, через его признаки. Понятие «публичные правоотношения» не составляет исключение.

Именно, присущие только публичным правоотношениям признаки, позволяют отличать и разграничить публичные правоотношения от иных видов правоотношений.

Следует отметить, что в научной литературе нет единого подхода в этом вопросе.

Так, Ю. А. Тихомиров, выделяет следующие признаки публичных правоотношений:
1) охраняющая государством власть является одновременно субъектом права;
2) существует параллельно множество одинаковых отношений по числу лиц, которые подчинены власти, либо наоборот, которые имеют относительно нее какое-либо право;
3) граница между юридическими отношениями и отношениями власти четко прослеживается лишь в случае разделения функций субъекта и охранителя между 2-мя разными органами;
4) отношения власти сами становятся отношениями правовыми, поскольку охраняются юридически [12, с. 183].

И. А. Ильин [13] называет следующие признаки публичных правоотношений:
1) одному субъекту принадлежит полномочие на власть относительно к другому, который имеет обязанность подчиняться;
2) это правоотношение юридически не равных субъектов;
3) один субъект публичных правоотношений является юридически независимым от другого, авторитетным для него, другой субъект должен признавать авторитет властного субъекта, повиноваться ему, так как является его подчиненным.

Часть авторов считает, что при формулировании признаков публичного правоотношения следует исходить из определения сферы возникновения публичных правоотношений, т.е. что – это сфера публичных интересов, что представляется не совсем верным подходом. При этом, трактовать публично-правовую сферу, как исключительно сферу взаимоотношений только подчиненных друг другу субъектов тоже неправильно. Публичное право может существовать автономно, не нуждаясь при этом в частном праве, частное право же не может жить без вмешательства публичного [7, с. 14].

Полагаем, что основополагающим признаком публичных правоотношений является властеотношения.

В рамках настоящего исследования, несомненно, сложно охватить все теоретические аспекты публичных правоотношений, в виду их многогранности, разнообразия. Исследование теоретических аспектов публичных правоотношений крайне важно в целях их правоприменения, в т.ч. на законодательном уровне.

Понятие публичные правоотношения

Письмо — ФНС России от N СА-4-19

Основным принципом системы маркировки меховых изделий является передача в информационный ресурс маркировки данных о перемещении маркированного товара на каждом этапе — начиная от производителя (импортера) и заканчивая реализацией конечному потребителю.

Особое внимание стоит уделить маркировке остатков товаров на 12.08.2019.

Понятие публичные правоотношения

III разд. II по сравнению с ГПК РСФСР, который использовал понятие

«дела, возникающие из административно-правовых отношений»

Частное и публичное право

относятся к отраслям публичного права. Все остальные, т.

Читайте так же:  Основанием для прекращения брака является

е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права. Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан,

«есть то, которое относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц»

Критерии деления права на частное и публичное Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами .

Понятие публичные правоотношения

Следовательно, публичные правоотношения, как уже указывалось, это всегда властеотношения. В отличие от частных правоотношений, где обе стороны равноправны, в публичных правоотношениях субъекты не обладают равным правовым положением.

При вступлении в публичное правоотношение субъекты не могут проявлять свободы воли, поскольку связаны возложенной на них компетенцией, закрепленным статусом, функциями, пределами деятельности и т.

Необходимость судебного контроля действий органов исполнительной и законодательной властей вытекает из принципа разделения ветвей власти как основного начала осуществления в целом государственной власти.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений

118 Конституции РФ, предусматривающая осуществление судебной власти в формах гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Формой административного судопроизводства при этом предлагается считать правила рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений310.

Понятие публичные правоотношения

В делах публичного производства обязанность по доказыванию фактов, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный акт, органы (или лица), которые приняли оспариваемые решения или совершили действия (бездействие) (ст.

Понятие публично-правового спора: основание, стороны.

Как отмечается А.Д. Майле, «понятие публично-правового спора объединяет в себе случаи, в которых спорными являются правовые последствия, вытекающие из применения публичного права».

В КАС РФ отсутствует само понятие публичного правоотношения, не названы его признаки, не предложен критерий для отграничения публичного правоотношения от гражданско-правового (частноправового отношения).

Более того, совершенно очевидно, что законодатель фактически отождествляет два понятия — «административное правоотношение» и «публичное правоотношение». Это ясно видно из содержания целого ряда норм.

Между тем наука административного права давно уже выработала четкое определение административного правоотношения, а ученые-процессуалисты указывали на различие дел собственно административных и дел публично-правовой природы. Л.А. Мицкевич правильно отмечает, что административные правоотношения складываются в связи и по поводу осуществления государственного управления. «Специфика административно-правовых отношений определяется, в первую очередь, объектом состава, под которым в широком смысле понимают общественные отношения в сфере государственного управления, далее известен и обязателен один из субъектов (участников) правоотношения — это исполнительная власть», — пишет М.А. Лапина.

Н.Ю. Хаманева указывала, что в административно-правовых отношениях всегда присутствует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти или его представитель как специальный субъект подобного рода отношений. Без этого участника данные правоотношения не возникают. И затем: «Спор считается административным, если юридический вопрос, составляющий его содержание, т.е. материально-правовое отношение, которое связывает стороны, является обычно вопросом административного права. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что предметом судебного разбирательства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, может быть широкий круг отношений, которые регулируются нормами не только административного права, но и других отраслей, например, налогового права, экологического права и т.п.».

Таким образом, например, дела, связанные с защитой избирательных прав или дела о признании недействующим нормативного правового акта — это не административные, но публично-правовые дела.

Дела публично-правовой природы отличаются наличием у них двух обязательных признаков: во-первых, в качестве одной из сторон такого правоотношения всегда выступает публичный субъект; во-вторых, в правоотношении такого рода этот публичный субъект реализует свои властные полномочия. При этом указанные властные полномочия необязательно должны быть связаны с непосредственной управленческой функцией данного субъекта. Например, дела о принудительном изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд есть дела публично-правовые. Те же дела, в которых орган публичной власти реализует свою прямую управленческую (административную) компетенцию, есть дела административные.

Публично — правовой спор является как бы этапом в процессе развития юридической коллизии. Это установленная законом процедура рассмотрения уполномоченными органами притязаний субъектов права по поводу их интересов, актов и действий публичного (общественного) характера. Как видно, в таком определении содержится несколько взаимосвязанных элементов, с помощью которых можно установить признаки публично — правовых споров и их предмет. А это отношения, во-первых, по поводу осуществления публичной власти в широком смысле, то есть деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также функционирования институтов прямой демократии. Во-вторых, отношения, связанные с участием граждан в управлении государственными и общественными делами. В-третьих, отношения по поводу обеспечения и защиты публичных интересов, включая «перерастание» частных интересов в общественные.

Предварительно обобщим публично-правовые споры по предмету. Это споры:
— о недействительности актов органов государственной власти и местного самоуправления;
— о компетенции государственных органов и должностных лиц;

— по поводу защиты интересов государства;

— о защите коллективных интересов;

— по поводу реализации прав граждан на участие в выборах и референдуме;

— в связи с нарушением прав граждан государственными органами;

— об ответственности сторон во внутрифедеральных отношениях;

Специфику публично-правового или управленческого (административного) спора отражает не только его материально-правовая природа, но и особый субъектный состав. Обязательным участником такого спора будет субъект публичного управления (орган законодательной, исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие) как носитель публичного интереса. Второй стороной в споре может стать гражданин, организация либо другой субъект публичного управления.

Таким образом, споры между гражданами или организациями, не являющимися субъектами публичного управления, не могут быть отнесены к публично-правовым спорам. Исключение составляют случаи, когда общественному объединению, предприятию или учреждению переданы отдельные властные полномочия для реализации прав и свобод граждан. Например, профессиональным союзам переданы полномочия по защите социально-трудовых прав работников предприятий и учреждений, контролю за соблюдением законодательства в области занятости населения.

Специфика публично-правового спора обусловлена и его основанием: он возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан или организаций. Данное правонарушение не может быть названо уголовным преступлением, так как не признано общественно опасным и не включено в уголовное законодательство; не может считаться оно и гражданско-правовым нарушением, так как находится вне области гражданских (частных) правоотношений.

Читайте так же:  Отчуждение квартиры это

Нарушение прав и свобод человека и гражданина или прав организации может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного управления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть также из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им, возложенной на него государством обязанности. Следуя материальному определению административной юстиции, такой правовой акт, действие или бездействие органов и должностных лиц публичного управления могут быть оспорены только в том случае, если они являются незаконными, противоречащими нормам действующего законодательства, то есть представляют собой правонарушения.

Все отрасли, образующие семью публичного права — конституционное, административное, финансовое, уголовное и другие, — содержат процедуры рассмотрения публичных споров. Они как бы предшествуют разрешению юридических коллизий и конфликтов. Кроме общих процедур, есть и специальные. Сторонами публично — правового спора выступают государство — Российская Федерация, субъекты Федерации, органы государственной власти, граждане и их объединения. Участником спора всегда является государственно — властный субъект.

Публично-правовой спор, в отличие от гражданско-правового, всегда затрагивает интересы общества и государства в целом. Разрешение публично-правового спора оказывает прямое влияние на сферу общественно значимых отношений, от которых «зависит существование, функционирование и развитие общества и государства».

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 2404 | Нарушение авторских прав

Публичные правоотношения

Краткое содержание

  • В рамках обязательственных правоотношений публично-правовые образования могут.
  • Платится ли госпошлина по делам возникающим из публичных правоотношений?
  • Платится ли госпошлина по делам возникающим из публичных правоотношений?

1. В рамках обязательственных правоотношений публично-правовые образования могут.

1.1. Могут всё, что не запрещено Законами.

2. Платится ли госпошлина по делам возникающим из публичных правоотношений?

2.1. Платится, однозначно.

3. Платится ли госпошлина по делам возникающим из публичных правоотношений?

3.1. Недостаточно информации. Рассматривать нужно конкретную ситуацию.

4. Данные правила не распространяются на публичные правоотношения, а также налоговые правоотношения. Т.е. если ответчик письменно не заявил на суде о пропуске срока, сейчас уже ничего сделать нельзя. А если ответчик не был извещён о судебном заседании?

4.1. Владимир!
1. Если повестки направлялись по адресу регистрации, но сторона их не получила — ничего сделать нельзя.
2. Если есть подтверждённые документально уважительные причины не получения извещения (болезнь с лечением в стационаре, нахождение за границей или за пределами населённого пункта). то можно попробовать подать апелляцию или возражение на судебный приказ (я не знаю, что у Вас) с ходатайством о восстановлении срока на обжалование.

5. Пересмотр судебных актов арбитражных судов по делам, возникающим из публичных правоотношений.

5.1. Добрый день, уважаемая, Настя
Задайте питання конкретніше,є апеляційна інстанція можете подати до неї
.
Удачи вам и вашим близким!

6. В связи с отменой подраздела III, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений ГПК РФ, в суде такие дела каким нормативным документом в настоящее время регулируются?

6.1. Здравствуйте! В связи с отменой указанного Вами подраздела III в ГПК РФ эти дела рассматриваются в предусмотреном Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) порядке! КАС РФ введен в действие с 15 сентября 2015 года! Спасибо за вопрос!

7. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам КАС РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам предусмотренного ГПК РФ искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

7.1. Зачем Вы читаете комментарии? Это не закон, и им не всегда можно руководствоваться. Читайте Кодекс и уточняйте Ваш вопрос, если что то непонятно из текста статьи.

8. П.6 ч.1 ст. 194 — «если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.» ВопрОС — о каких конкретно видах организаций идет речь и что конкретно имеется ввиду под ликвидацией.

8.1. Добрый день. Понятие ликвидации юридического лица содержится в ГК РФ
Статья 61. Ликвидация юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

8.2. Добрый день Краснодар!
Это одно из оснований для прекращения производства по административному делу
под ликвидацией понимается полное прекращение деятельности организации, и исключения из соответствующего реестра юридических лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

А под организациями понимается любое юридическое лицо любой формы собственности.

9. Регулируются ли законом о защите прав потребителей правоотношения по договору энергоснабжения (публичному) .

9.1. Уважаемая Ольга! Следует отметить, что исходя из Закона «О защите прав потребителей», в частности, из определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности: из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения; найма жилого помещения, в т.ч. социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п.2 ст.676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан;
проката;

перевозки граждан, их багажа и грузов;

отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;
отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (кроме предоставления гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера); отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно — распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.). Желаю удачи Вам.

9.2. Закон о защите прав потребителей регулирует в том числе правоотношения по договору энергоснабжения между физическим лицом и энергоснабжающей организацией.

Читайте так же:  Наследование права аренды земельного участка

Понятие публичные правоотношения

Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме. Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

В нашей стране в настоящее время идет реформа государственного управления. Федеральная власть передала в ведение органов местного самоуправления большое количество вопросов, ранее относившихся к компетенции государственных структур. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления довольно низок.

В результате должностные лица государственных органов допускают грубейшие нарушения законодательства, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан.

Понятие публичные правоотношения

Разграничения частных и публичных правоотношений имеет определяющее значение для понимания украинского права; оно важно как для определения судебной юрисдикции, так и для правильной оценки действий и последствий действий органов публичной власти: если деятельность публичного органа подлежит квалификации как приватноправова — применяются нормы ГК Украины или акты соответствующей отрасли частного права; если, наоборот, такая деятельность признается публично-правовой — согласно общепринятых правил подлежит применению Кодекс Административного судопроизводства (КАС) Украины, другие акты законодательства.

Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. В российской досоветской юридической литературе основное различие между и частными правоотношениями Ф.

В. Тарановский проводит в зависимости от непосредственного участия в них субъекта государственной власти.

Внимание! 15 сентября 2015 г.

за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г.

N 21-ФЗ (далее — КАС РФ). Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел.

возникающих из публичных правоотношений. Подробнее. Суды в порядке административного судопроизводства ( гл.

23 -26.2 ГПК РФ утратили силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ )

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные.

Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

Особенности публичных правоотношений

Теория правоотношений детально разработана в гражданско‑правовой науке.

Что касается публичных правоотношений, то они исследованы менее обстоятельно или рассматриваются по модели, заимствованной из частноправовых наук.

Между тем правоотношения, складывающиеся в публично‑правовой сфере, отличаются большой спецификой. Одно из своеобразий правоотношений обусловлено тем, что они складываются в сфере публичных интересов .

Вопрос 84: Понятие и сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Сущность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23-26.2 ГПК РФ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия изби­рательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.

Понятие публично-правового спора: основание, стороны

В КАС РФ отсутствует само понятие публичного правоотношения, не названы его признаки, не предложен критерий для отграничения правоотношения от гражданско-правового (частноправового отношения).

Более того, совершенно очевидно, что законодатель фактически отождествляет два понятия — «административное» и » правоотношение». Это ясно видно из содержания целого ряда норм.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Публичные правоотношения – это правоотношения, возникающие при деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных органов.

В нашей стране в настоящее время идет реформа государственного управления. Федеральная власть передала в ведение органов местного самоуправления большое количество вопросов, ранее относившихся к компетенции государственных структур. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления довольно низок. В результате должностные лица государственных органов допускают грубейшие нарушения законодательства, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан. Законодательством предусмотрен специальный порядок рассмотрения данной категории дел.

Дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются судами в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Закон устанавливает исчерпывающий перечень дел, вытекающих из публичных правоотношений, который перечислен в ст. 245 ГПК РФ:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В ряде случаев в федеральных законах, устанавливающих порядок обжалования спорных правоотношений, прямо указано, в каком порядке происходит обжалование. Данная категория дел имеет свои особенности.

Статья 246 ГПК РФ закон предусматривает специальный порядок:

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в данной главе, разделах 24–26 ГПК РФ и другими федеральными законами (см. ниже).

2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

3. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

4. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Читайте так же:  Налог на автомобиль для инвалидов

Поясним, на основании чего суд приступает к рассмотрению дела, возникшего из публичных правоотношений.

Статья 247 ГПК РФ устанавливает следующий порядок обращения в суд:

1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

2. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. 3. В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ (см. выше). В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление. Статья 248 ГПК РФ устанавливает, что отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений, допускается, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Требование закона вполне объяснимо, так как суд ранее уже вынес решение по данному спору, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда. В этом случае нет никакой необходимости в повторном рассмотрении дела.

Для данной категории дел закон устанавливает специальные правила доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности.

Статья 249 ГПК РФ устанавливает следующий порядок распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений:

1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Как видно из содержания данной статьи закон возлагает обязанность доказывания на ответчика. В этом и состоит принципиальное отличие от искового производства, где обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в суд.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Понятие и признаки правоотношения

Правоотношение (от англ. Legal relation) — это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.

Следует отметить: в теории права толкование правоотношения неоднозначно, что обусловлено различным пониманием его взаимосвязи и соотношения с юридическими нормами. На этом основании выделяют два смысла правоотношения — в широком и узком понимании.

В широком смысле под правоотношением понимается особая форма социального взаимодействия, при которой участники наделяются взаимными правами и обязанностями. При этом осуществление правоотношения обеспечивается самими участниками, а не государством.

Реализация субъективных прав и обязанностей не должна противоречить воле государства и происходит в особом порядке. В этом случае правоотношения возникают не в результате воздействия на общественные отношения норм права, а по причине естественноисторической необходимости. В качестве подобного основания признаются естественные права человека, коренящиеся в его природе, в требованиях разума.

Правоотношения в узком смысле рассматриваются как разновидность социального отношения, возникающая в результате воздействия нормы права на фактические общественные отношения. Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений «жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.»[3] В этом случае правоотношения представляют собой специфический результат воздействия права на фактическое общественное отношение, которое нуждается в правовой регламентации со стороны государства.

В качестве результата подобного воздействия выступает индивидуализированная юридическая связь между лицами, возникающая на основе норм права и характеризующаяся наличием у них субъективных прав и обязанностей. Следовательно, правоотношение, устанавливаемое на основе юридической нормы, представляет собой форму реализации государственной и проявляющейся в стремлении государства взять определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту.

Воля государства, содержащаяся в норме права и выступающая в форме правила общего характера, через правоотношения превращается в эффективное средство правовой регламентации норм права, поскольку благодаря им установления общего характера переводятся в конкретные субъективные права (управомоченное лицо) и обязанности (обязанное лицо). Подобное узкое понимание правоотношения, урегулированного нормой права, преобладает в юридической науке, поскольку на практике оно составляет содержание большинства социальных взаимодействий.3

Таким образом, под правоотношением автор понимает урегулированное правом общественное отношение, участники которого имеют охраняемые государством субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношений по В.И. Червонюку:

«1. Правоотношения возникают на основе норм права. Нормы права содержат указания на субъективные права и юридические обязанности сторон. В них закрепляются условия (юридические факты), при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, определяется круг его участников. При этом нормы права:

а) могут непосредственно вызывать (в буквальном смысле порождать) правоотношения, как это характерно для публично-правовых отношений (их участник обязан стать стороной правоотношения). В этом случае правоотношение жестко привязано к норме и следует за ней. Схема взаимосвязи нормы права и правоотношения здесь такова: норма — правоотношение, т.е. есть урегулированное нормой отношение, следовательно, и есть правоотношение;

б) могут не оказывать прямого регулирующего воздействия на возникновение правоотношения. В таких случаях правоотношение вырастает не из закона, а из договоров, сделок, фактических действий, не противоречащих закону. В этом заключена природа общедозволительного принципа правового регулирования. Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности».

Читайте так же:  Заявление на угрозу расправы

2. Правоотношение — это всегда двусторонняя связь: должник и кредитор, покупатель и продавец, ссудодатель и ссудополучатель — в гражданском праве; работодатель и работник в трудовых правоотношениях; супруги — в семейном праве; землевладелец и землепользователь — в земельном праве; налогоплательщик и налоговый орган — в налоговом праве; гражданин и государственный орган (должностное лицо) — в административном и т.д. Норма права, предоставляя право одной стороне, одновременно возлагает обязанность на другую сторону. Так, уголовно-процессуальный закон, наделяя следователя, лицо, производящее дознание, прокурора, суд правом вызова обвиняемого (подсудимого), одновременно возлагает на последнего обязанность явки. В случае невыполнения этой обязанности обвиняемый может быть подвергнут мерам процессуального принуждения.(Ст.111 УПК РФ) Наличие двух участников правоотношения — это наиболее простая форма правоотношения. В действительности юридические связи гораздо сложнее. Taк, по договору купли-продажи участниками наряду с продавцом могут выступать посредники (дилеры), нотариальные учреждения или иные правоприменительные органы. По договору подряда, кроме заказчика и генерального подрядчика, может выступать большое число субподрядчиков.

3. Правоотношения характеризуются наличием у сторон взаимных прав(закрепленной законом возможности поступать определенным образом) и юридических обязанностей (предусмотренной законом меры должного поведения). Это означает, что особая юридическая связь (правоотношение) возникает на основе взаимных прав и обязанностей: значит, если законом некто наделяется правом, то должно быть лицо (организация), на которое законом была бы возложена обязанность удовлетворить требования правопользователя (управомоченного). В ином случае подобная связь (правоотношение) не возникает, а, следовательно, предоставленное право не может быть реализовано. Правоотношение всегда предполагает наличие управомоченного лица (того, кому предоставлено право или того, кто может требовать) и обязанного (того лица, которое должно исполнить требование управомоченного).

4. Правоотношение есть индивидуальная связь конкретных лиц, т.е. стороны в правоотношении всегда юридически определены. При этом возможны следующие способы индивидуализации сторон. Во-первых, в правоотношении законом точно и поименно определены обе стороны (арендодатель — арендатор, заимодавец — заемщик, страховщик — страхователь и т.д.). Во-вторых, закон фиксирует лишь одну из сторон правоотношения: а) носителей субъективных прав (в так называемых абсолютных правоотношениях — отношениях собственности), б) обязанных лиц (такие правоотношения возникают на основе обязывающих норм). В-третьих, во всеобщности прав и обязанностей (носителями прав и обязанностей признаются все лица). Такой способ индивидуализации прав и обязанностей характерен для конституционно — правовых отношений (в юридической теории их именуют общерегулятивными);

5. Правоотношение обеспечивается государственно-правовыми механизмами, в частности, возможностью применения принудительных мер, а также организационными мерами принуждения, например, санкции со стороны работодателя к работнику.

6. Правоотношение возникает по поводу реального блага. Благо (материальное, нематериальное) — это то, по поводу чего люди вступают в правоотношения, приобретают и реализуют принадлежащие им права и обязанности.

Таким образом, к предпосылкам правоотношения относятся:

1) нормы права. Они наделяют участников правоотношений юридическими средствами — правами и обязанностями;

2) юридические факты — указывают на те условия, при наличии которых в соответствии с законом возникают правоотношения (действия граждан, акты, решения органов государственной власти, форс-мажорные обстоятельства и др.);

3) правосубъектность — наделение участников правоотношений определенными юридическими свойствами;

[2]

4) интерес управомоченного. Люди, вступая во взаимоотношения, совершают юридически значимые действия не потому, что существуют юридические предписания, а в целях удовлетворения объективно существующих потребностей и связанных с ними интересов (приобрести, продать вещь, заключить сделку, создать семью, получить высшее образование и т.д.). При отсутствии такого интереса (заинтересованности) никакая норма права не заставит ее адресата действовать в согласии с ее требованиями. Интерес — то, что вынуждает человека действовать;

5) поведение — деятельность (правовая активность) участников правоотношений. Это могут быть как отдельные действия, так и деятельность, а также бездействия, имеющие правовые последствия, намерения к совершению таких действий.»[4]

Также, свои признаки представляет А.В. Малько:

· это общественные отношения, которые представляют собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами, имеющее известную значимость;

· они возникают на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

· это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей (без взаимных прав и обязанностей не может быть и самого правоотношения; например, если учащийся находится в правовых отношениях с колледжем, то он имеет право получать знания, пользоваться библиотекой и т.п., колледж же обязан все это предоставить);

· это волевые отношения, ибо для их возникновения необходима воля участников (как минимум с одной стороны);

[3]

· это отношения по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

· это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения)[5].

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 676 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  2. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  3. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  4. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
Понятие публичные правоотношения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here