Преступления против конституционного строя

Полезная информация по вопросу: "Преступления против конституционного строя" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

В УК РФ выделен самостоятельный раздел, устанавливающий уголовно-правовые запреты посягательства на государственную власть. Построение Особенной части УК РФ обусловлено новым подходом к оценке ценностей, нуждающихся в уголовно-правовой защите, что определяет современную систему преступлений против государственной власти.

Содержание раздела 10 «Преступления против государственной власти» продиктовано новым понятием государственной власти, данным Конституцией РФ (ст. 10): государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из указанных функций осуществляется соответствующим органом государственной власти. Этим определено построение данного раздела УК РФ.

Родовым объектом преступлений, включенных в раздел 10, являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных органов. Такие общественные отношения нарушаются совершением преступлений против:

  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • государственной власти;
  • интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
  • правосудия и порядка управления.

Общественные отношения, против которых направлены указанные посягательства, образуют видовые объекты этих преступлений. По видовому объекту преступления отнесены к определенной главе данного раздела и дальнейшая конкретизация проведена по непосредственному объекту.

Все преступления против основ конституционного строя и безопасности государства можно классифицировать:

  1. преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (ст. 275 и 276);
  2. преступления, посягающие на легитимность государственной власти (ст. 278-280);
  3. преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности, а также равенства граждан (ст. 277 и 282);
  4. преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281, 283, 284 УК РФ).

Преступлениями, посягающими на внешнюю безопасность РФ, являются

Преступления, посягающие на легитимность государственной власти направлены на насильственный захват или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя. К таким преступлениям следует отнести:

Преступления, посягающие на конституционные принципы политического многообразия и многопартийности, а также равенства граждан. Конституция РФ устанавливает принципы, гарантирующие политическую и идеологическую свободу. В РФ признается идеологическое многообразие, представляются широкие возможности для деятельности личности, партий и общественных объединений. Гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 ст. 13 Конституции РФ принцип политического многообразия и многопартийности.

Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ включают следующие составы:

Указанные преступления посягают на безопасность государства в экономической сфере.

Преступления против конституционного строя

Лекция 33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
2. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность
3. Преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность
4. Преступления, посягающие на экономическую безопасность
5. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны

1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

[1]

§ 3. Преступления против конституционного строя государства

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК). Закон устанавливает ответственность за действия, посягающие на основы конституционного строя России и ее внутреннюю безопасность: попытки насильственно захватить власть, насильственно ее удержать, а также насильственно изменить конституционный строй государства.

Конституция РФ провозглашает: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации». Захват власти или присваивание властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Согласно Конституции «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Высшим выражением власти признается референдум или свободные выборы (ч. 3 ст. 3). «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, судебная система государства. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).

Объективная сторона преступления заключается в совершении действий, направленных на: 1) захват власти, 2) ее удержание, 3) изменение конституционного строя. Закон говорит о направленности действий, следовательно, состав преступления формальный — преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли преступникам достичь желаемых целей (захватить власть и т. и.).

Действия, направленные на насильственный захват власти, — это попытка любой группы людей, политических партий, общественных образований и т. и. насильственным путем захватить власть, не меняя политической системы государства. Насилие означает отстранение от власти ее представителей путем физического уничтожения, изоляции или иным воспрепятствованием выполнению властных полномочий (блокирование и захват рабочих помещений, разгон коллегиальных органов и т. и.).

Насильственный захват власти может выступать в виде государственного переворота — насильственного захвата власти в масштабах страны и охватывать все ветви власти либо, как полагает С. В. Дьяков, может иметь также локальный характер, т. е. быть связанным «с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной)».625 Насильственный захват власти возможен и в пределах субъекта Федерации.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, — это применение насилия (в любой форме) со стороны лиц, обладавших государственной властью на законных основаниях и утративших ее, к представителям политических сил, пришедших к власти в установленном Конституцией порядке. Иначе говоря, это отказ уступить власть, осуществляемый путем применения насилия к представителям тех политических сил, к которым она должна перейти.

Насильственное изменение конституционного строя — это действия, направленные на изменение общественного строя, политической системы и государственного устройства РФ, установленные Конституцией.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет. Фактически рассматриваемые преступные действия могут совершать лишь лица, располагающие реальными силами для осуществления попыток захватить или удержать власть и тем более насильственно изменить конституционный строй РФ. Насильственное удержание власти предполагает в качестве субъекта лицо — представителя власти, обязанного покинуть свой пост.

Читайте так же:  Раздел имущества приобретенного после развода

Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает прямой умысел. Субъект, сознавая общественную опасность своих действий, желает направить их на незаконный захват власти путем насилия, стремится удержать власть, сознавая, что участвует в попытке воспрепятствовать насильственным путем законному порядку перехода власти, сознает, что для изменения конституционного строя страны им избран путь применения насилия, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными: политические убеждения, карьеризм, стремление к личной власти и др.

Вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Объектом вооруженного мятежа являются основы конституционного строя и территориальная целостность России. Объективная сторона преступления заключается либо в организации вооруженного мятежа, либо в активном участии в нем. Вооруженный мятеж — это выступление значительной группы людей против государственной власти. Организация вооруженного мятежа — это подготовка и/или непосредственное руководство действиями значительной группы людей, направленными на вооруженное выступление против законной государственной власти, т. е. пропаганда идеи восстания с оружием в руках, вербовка и инструктаж участников, разработка планов действий и распределение ролей между участниками, снабжение оружием и т. и.; непосредственное руководство действиями вооруженных людей, т. е. их размещением, перемещениями, участием в вооруженных нападениях и т. и. Любые из указанных действий составляют процесс организации вооруженного мятежа, следовательно, и в тех случаях, когда они не привели к реальному вооруженному выступлению, образуют оконченное преступление.626

625 дЬЯКов С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2009. С. 95. — Иного мнения придерживается А. Н. Игнатов. Он полагает, что «согласно ст. 3 Конституции и ст. 278 УК имеется в виду захват власти (в центре или регионах), которая осуществляет исполнительскую деятельность». Не видит автор и реальной картины захвата судебной власти

626 Так решает вопрос С. В. Дьяков (Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. С. 98). Напротив, по мнению А. И. Рарога. «действия, которые были направлены на

Активное участие в вооруженном мятеже выражается в совершении нападений с применением оружия на представителей власти, работников правоохранительных органов и военных подразделений; командовании отдельными группами мятежников; участии в руководящих органах, самопровозглашенных на захваченных мятежниками территориях, и тому подобных действиях. Активное участие в мятеже может иметь место только тогда, когда мятеж начался, т. е. с момента открытого вооруженного выступления. С этого момента любой акт активного выступления его участника образует оконченное преступление. Иные действия, предшествующие вооруженному выступлению, направленные на приготовление к нему (согласие на активное участие, приобретение оружия), квалифицируются по ч. 1 ст. 30 и ст. 279 УК.

Если организатором и активным участником вооруженного мятежа во время мятежа было совершено какое-либо иное преступление, не связанное с посягательством на конституционный строй и территориальную целостность страны (убийство, участие в незаконном вооруженном формировании, имущественное преступление), ответственность наступает по совокупности преступлений.

Субъект преступления — лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. В содержание умысла входит сознание того, что, выполняя свою роль, участник мятежа выступает против конституционного строя или за нарушение территориальной целостности России и таковы цели его действий.

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Главой 29 УК РФ открывается раздел о преступлениях против государственной власти. Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов. Этот объект складывается из следующих компонентов (составных частей): основы конституционного строя и безопасности государства; обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; независимость и нормальное функционирование судебных органов; нормальное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности. Эти компоненты выступают в качестве видовых (групповых) объектов отдельных групп однородных преступлений.

Видовым объектом этих преступлений являются основы конституционного строя и безопасности государства.

Основы конституционного строя РФ определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы закрепляют форму государственной власти в РФ (ст. 1), признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), определяют народ как носителя суверенитета и источник государственной власти (ст. 3), устанавливают пределы суверенитета РФ (ст. 4), провозглашают и гарантируют свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности (ст. 8), закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 11), признают идеологическое и политическое многообразие (ст. 13), определяют соотношение действия Конституции РФ и других законов и иных нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров (ст. 15). Содержание этих и других ценностей, охраняемых статьями гл. 1 Конституции РФ, и представляет основы конституционного строя как неотъемлемую часть родового объекта рассматриваемых преступлений.

Безопасность государства — составная часть безопасности (наряду с безопасностью личности и общества). В соответствии с Законом о безопасности под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами являются совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет, обороноспособность и территориальная целостность. В соответствии с этим безопасность государства (безопасность Российской Федерации) — это состояние защищенности ее конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности. Угроза безопасности государства проявляется в совокупности условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам государства (конституционному строю, суверенитету, обороноспособности, территориальной целостности).

Читайте так же:  Отзыв отказа от наследства

Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости как государственной власти, так и государства в целом.

Обороноспособность — состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала, обеспечивающее надежную защиту суверенитета государства и его территории от нападения извне.

Территориальная неприкосновенность есть нерушимость государственных границ — сухопутных, водных и воздушных. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» Государственной границей РФ является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами РФ с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками Союза ССР.

В зависимости от непосредственного объекта (его разновидности перечислены выше) все преступления против конституционного строя и безопасности государства автор предлагал (в 1996 г., т.е. в первоначальной редакции гл. 29 УК РФ) классифицировать (с оговоркой насчет известной доли условности) следующим образом:

Следует отметить, что, при всей подкупающей простоте предложенной классификации, к ней (становясь на позицию, выдвинутую автором, критериев системности в научных дискуссиях) можно также предъявить претензии относительно «научной строгости и четкости». Никто, наверное, не будет спорить, что и внешняя, и внутренняя экономическая безопасность имеет относительно самостоятельное содержание. Да вот только законодатель, конструируя нормы о рассматриваемых преступлениях, создал (смоделировал) составы преступлений, в которых тот или иной аспект безопасности государства как объект соответствующих преступлений соединяется с другим аспектом этой безопасности. Так, С.В. Дьяков разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну, относит к преступлениям, посягающим на внешнюю безопасность, а диверсию — к преступлению, посягающему на экономическую безопасность. Второй вывод безупречен. Но как быть с тем, что и разглашение государственной тайны, и утрата документов, составляющих государственную тайну, также могут причинять вред экономической безопасности?

Любая классификация (в качестве логической операции) как распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы (группы, ряды и проч.) согласно наиболее существенным признакам, присущая предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, нередко условна и относительна, так как огрубляет существующие связи между предметами и явлениями. В тех же случаях, когда основания классификации являются смешанными, переходящими одни в другие или входящие в содержание нескольких предметов (к примеру, как уже отмечалось, экономическая безопасность может быть содержанием и внешней, и внутренней безопасности), условность классификации превращается в неизбежность. И все попытки дать «абсолютно строгую» классификацию рассматриваемых преступлений неосуществимы. Любые классификации с претензией на «любую» степень «строгости» всегда будут в той или иной степени условными. И эта условность не должна, как говорится, «заслонять леса».

Так, В.В. Лунеев все государственные преступления в действующем законодательстве делит на две группы: преступления против основ конституционного строя (ст. 277-280, 282 УК РФ) и преступления против внешней безопасности государства (ст. 275, 278, 281, 283, 284 УК РФ) 2 См.: Курс российского уголовного права. Особенная часть /под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М.. 2002. С. 817. . Однако все дело в том, что основы конституционного строя и внешняя безопасность государства в аспекте формулируемых в УК РФ государственных преступлений — это также не конкурирующие друг с другом, а частично совпадающие понятия. Так, к основам конституционного строя Конституция РФ относит (в числе других атрибутов) целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4, 5). Однако безопасность государства предполагает и такую ее составляющую, как «территориальная целостность» (Закон о безопасности), имеющую и аспект внешней безопасности.

В связи с этим следует согласится с мнением А.И. Рарога о том, что «группы преступлений, выделяемых в литературе как посягательства только на внешнюю или только на внутреннюю безопасность, явно неоднородны и нуждаются в большей дифференциации» и что «классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в зависимости от их непосредственного объекта должна быть более дробной» 3 Российское уголовное право: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. С. 633. А.И. Рарог предлагает следующую классификацию рассматриваемых преступлений: 1) преступления против внешней безопасности РФ (ст. 275. 276 УК РФ); 2) преступления, посягающие на основы политической системы РФ (ст. 277-280 УК РФ): 3) посягательство на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК РФ); 4) посягательство на конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду (ст. 282 УК РФ); 5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283. 284 УК РФ). .

Преступления, посягающие на внешнюю безопасность государства

Преступления, посягающие на легитимность государственной власти

Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности

[2]

Под экономической безопасностью как непосредственным объектом данной группы преступлений понимается безопасность государства в экономической сфере. Диверсионные акты могут повлиять на резкий спад производства или добычу энергоресурсов, что может вызвать кризис экономики и усиление зависимости от иностранной помощи.

Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды, а также являющиеся проявлением экстремизма

Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 29 УК, озаглавленной «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», следует считать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и стабильность государственной власти.

Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие непоколебимость основ конституционного строя и безопасность государства. Эти общественно опасные деяния относятся к наиболее серьезным посягательствам на государственную власть, поскольку от нормального функционирования общественных отношений, входящих в указанный видовой объект, зависит судьба Российского государства, способность выполнять им свои функции, включая и обеспечение безопасности его граждан.

Предмет преступления является признаком отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в одних составах предмет материальный (например, содержащие государственную тайну документы, а равно предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, – ст. 284 УК), а в других – нематериальный, существующий в виде информации. Так, сведения, составляющие государственную тайну, являются предметом государственной измены (ст. 275 УК), шпионажа (ст. 276 УК) и разглашения государственной тайны (ст. 283 УК). К предмету государственной измены и шпионажа относятся также и иные сведения, используемые в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Читайте так же:  Исковое заявление неустойка по алиментам

Объективная сторона большинства преступлений характеризуется совершением действий. Однако некоторые преступления совершаются как действием, так и бездействием, например, разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Момент окончания только этих двух преступлений закон связывает с наступлением общественно опасных последствий. Остальные же составы преступлений сконструированы как формальные, что обусловлено высокой степенью общественной опасности самих действий, посягающих на конституционный строй и безопасность государства, независимо от наступления возможных последствий.

С субъективной стороны подавляющее большинство преступлений, предусмотренных главой 29 УК, характеризуется прямым умыслом. Исключением являются составы разглашения государственной тайны (ст. 283 УК), где возможен и косвенный умысел, а также утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), который с субъективной стороны характеризуется только неосторожностью.

Из числа факультативных признаков субъективной стороны в некоторых составах фигурируют цель и мотив. В некоторые составы преступлений в качестве признака включена цель, например, цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (ст. 276 УК), прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК). Мотив как признак состава преступления используется в ст. 277 УК (месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего) и ч. 2 ст. 282 1 УК (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы).

В четырех составах субъект преступления специальный: гражданин Российской Федерации (ст. 275 УК); иностранный гражданин либо лицо без гражданства (ст. 276 УК); лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 УК); лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст. 284 УК). Остальные преступления предполагают наличие общего субъекта – лица, достигшего 16-летнего возраста.

Видео (кликните для воспроизведения).

В уголовно-правовой литературе представлены различные варианты классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом посягательства, ответственность за которые предусмотрена статьями главы 29 УК, авторами объединяются, как правило, в несколько групп. Например, А. И. Рарог разделил рассматриваемые преступления на следующие категории: 1) преступления против внешней безопасности РФ (ст.ст. 275, 276 УК); 2) преступления, посягающие на основы политической системы РФ (ст.ст. 277-279 УК); 3) посягательство на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК); 4) посягательства на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (ст.ст. 280, 282, 282 1 ,282 2 УК); 5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст.ст. 283, 284 УК)[280].

Данная классификация, на наш взгляд, не лишена недостатков. Например, третья группа содержит лишь одно посягательство, что противоречит цели классификации – определить группы преступлений, а четвертая группа преступлений посягает на несуществующий объект – общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.

Представляется, что более верно делить рассматриваемые преступления на виды, исходя из названия главы 29 УК, которое свидетельствует о наличии в данной главе двух групп преступлений. Первая группа включает деяния, посягающие на основы конституционного строя РФ (ст.ст. 277-280, 282, 282 1 и 282 2 УК), а вторая охватывает посягательства на безопасность государства (ст.ст. 275, 276, 281, 283-284 УК).

Очевидно, грань между этими группами преступлений выглядит весьма условной. Так, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) можно отнести не только к первой, но и в определенной степени ко второй группе. Условность деления в данном случае – явление ординарное, и это объяснимо тем, что в главу 29 УК включены деяния со схожими характеристиками, иначе они не были бы выделены в отдельную главу.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 2088 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Что понимается под основами конституционного строя и безопасностью государства

Преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства принято считать виновные общественно-опасные деяния, которые совершаются умышленно или по неосторожности, наносят существенный вред конституционному устройству российского государства и его безопасности с расшатыванием стабильности общества и ослаблении государственной власти.

Общественной опасностью этих преступлений является подрыв конституционности государства и нагнетание социальной напряженности.

  • закрепление формы государственной власти в РФ;
  • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
  • определение народа как носителя суверенитета и источника государственной власти;
  • определение пределов суверенитета Российской Федерации;
  • провозглашение и гарантия свобод экономической деятельности и равенства всех форм собственности;
  • закрепление принципа разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную;
  • признание идеологического и политического многообразия;
  • определение соотношения действия Конституции РФ и других законов и нормативных актов, норм международного права.

[3]

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эти и другие ценности являются основами конституционного строя как неотъемлемой части видового объекта рассматриваемых преступных деяний.

Безопасность государства – это состояние, при котором конституционный строй, суверенитет, обороноспособность и территориальная целостность государства находятся под надежной защитой.

Основные объекты безопасности состоят из:

  • личности, ее прав и свобод;
  • общества, его материальных и духовных ценностей;
  • государства, его конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов государства (его конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и т.д.).

Состав данных преступлений и их основные виды

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные объекты данных преступлений представлены конституционным строем и безопасностью страны.

Дополнительным объектом являются интересы государственной власти.

Объективную сторону представляет деяние, выраженное в форме действия и представленное, к примеру, собиранием или похищением сведений, являющихся государственной тайной, совершением действий, разрушающих или повреждающих предприятия, сооружения, пути сообщения, средства связи (взрыв, поджег).

Читайте так же:  Нарушение труда и отдыха

Иногда преступное деяние представляет собой бездействие, заключающееся, например, в нарушении лицом, которое ответственно за сохранность документов, правил их обращения.

Субъект представлен физическим вменяемым лицом, достигшим на момент совершения преступления 16-летнего возраста. Бывает, что субъект может иметь дополнительные признаки. Например, только гражданин с российским гражданством либо, наоборот, лицо без гражданства или иностранный гражданин; лицо, использующее свое служебное положение или лицо, у которого имеется доступ к государственной тайне.

Субъективная сторона данных преступлений представлена умышленной или неосторожной виной. Почти все эти преступления имеют прямой умысел. Неосторожность имеет место при утрате документов, содержащих государственную тайну.

Иногда для квалификации преступления обязательной становится цель его совершения, которая может заключаться в:

  • передаче иностранному государству или организации сведений, являющихся государственной тайной;
  • прекращении государственной деятельности государственного деятеля;
  • свержении или насильственном изменении конституционного строя либо в нарушении территориальной целостности России;
  • подрыве экономической безопасности страны;
  • разработке планов для осуществления экстремистской деятельности.

Также немаловажным для квалификации преступления является определение мотива его совершения.

Мотивом может быть:

  • идеологическая, политическая, расовая, национальная, религиозная ненависть или вражда;
  • ненависть или вражда по отношению к какой-либо социальной группе;
  • месть за какую-либо деятельность.

Система преступлений против конституционного строя и безопасности государства представлена преступлениями:

  • подрывающими внешнюю безопасность государства;
  • угрожающими внутренней безопасности страны;
  • посягающими на экономическую безопасность и обороноспособность нашего государства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Преступления против основ конституционного строя России. Понятие и характеристика основных составов

Преступлениями против основ государственной власти признаются особо тяжкие общественно опасные деяния, непосредственно направленные в ущерб политическим основам конституционного строя, внешней безопасности, территориальной целостности, экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также её отдельных институтов и органов. Этот объект складывается из следующих компонентов (составных частей): основы конституционного строя и безопасности государства; обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; независимость и нормальное функционирование судебных органов; нормальное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности. Эти компоненты выступают в качестве видовых (групповых) объектов отдельных групп однородных преступлений.

В зависимости от представления непосредственных объектов преступлений существуют различные взгляды на классификацию преступлений главы 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

А. В. Наумов, предлагает следующую классификацию преступлений:

1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации: государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ);

2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ (ст. 278 УК РФ); вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как один из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

4) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации: диверсия (ст. 281 УК РФ), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ);

5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как один из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Квалифицирующие признаки этих преступлений. Отличие этих преступлений от причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

Ст. 198. УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица: ответственность по наступает в случае уклонения гражданина от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере.

Под включением в декларацию заведомо ложных сведений о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов. Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налогов в органы налоговой службы декларацию о доходах или иные документы, а также выплачивать соответствующие сборы. Преступление совершается умышленно и считается оконченным с момента фактической неуплаты налога или сбора за соответствующий период в срок, установленный законодательством.

Ст. 199. УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений): Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах. Субъекты преступления — руководители коммерческих и иных организаций, виновные в совершении рассмотренных деяний.

Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей. Отличие этого преступления от незаконного лишения свободы

В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, предусмотренные ст. 301 УК РФ деяния посягают на конституционные права граждан.

Читайте так же:  Оспаривание оценки арестованного имущества

С объективной стороны эти действия выражаются в вынесении в ходе предварительного расследования заведомо незаконных процессуальных документов (протокол, постановление) в обоснование необходимости задержания, заключения под стражу или содержания под стражей.

Незаконность указанных решений органов предварительного расследования состоит в том, что они выносятся вопреки требованиям, содержащимся в соответствующих нормах уголовно-процессуального закона (ст. 97, 99, 108, 109 УПК РФ).

Если заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей связано с привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности, то следует учитывать, что указанная изоляция гражданина от общества может быть одним из признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 299 УК РФ.

Квалифицирующим обстоятельством данного преступления является наступление тяжких последствий, под которыми понимаются смерть или самоубийство потерпевшего, его тяжкое заболевание вследствие нахождения в условиях изолятора временного содержания либо следственного изолятора и т.д.

Субъектом преступления могут быть прокурор, следователь, лицо, производящее дознание.

Это преступление совершается только с прямым умыслом, так как соответствующее должностное лицо осознает, предвидит последствия незаконно совершаемых им действий по задержанию, заключению под стражу либо содержанию под стражей и желает наступления таких последствий. Мотивы рассматриваемого преступления те же, что и при привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Дата добавления: 2016-04-23 ; просмотров: 1335 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Глава 15. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Анашин Г.З. Ответственность за измену Родине и шпионаж. М., 1964.
Антонов А. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж, насильственный захват или удержание власти // Уголовное право.

2009. N 3.
Государственная тайна в Российской Федерации / Под общ. ред. М.А. Вуса. СПб., 1999.
Дьяков С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность. М., 1999.
Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988.
Ермакова Л.Д. Особо опасные государственные преступления. М., 1982.
Кибальник А.Г., Кузьмин С.В., Соломоненко Н.Г. Тайна в уголовном праве. Ставрополь, 2000.
Клягин В.С. Ответственность за особо опасные государственные преступления. Минск, 1973.
Кузнецов А.П. Преступления против государственной власти. М., 2005.
Савченко Д.А. Основы конституционного строя Российской Федерации и их уголовно-правовая защита. Новосибирск, 2000.

§ 1. Понятие и виды преступлений против
основ конституционного строя и безопасности государства

В.В. Лунеев считает, что все государственные преступления в действующем законодательстве следует разделять лишь на две группы: преступления против основ конституционного строя (ст. ст. 277 — 280, 282 УК РФ) и преступления против внешней безопасности государства (ст. ст. 275, 278, 281, 283, 284 УК РФ) .
———————————
См.: Курс российского уголовного права: Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2002. С. 817.

В одной из своих работ А.И. Рарог пишет: «Группы преступлений, выделяемых в литературе как посягательства только на внешнюю или только на внутреннюю безопасность, явно неоднородны и нуждаются в большей дифференциации, а потому классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в зависимости от их непосредственного объекта должна быть более дробной» .
———————————
См.: Российское уголовное право: В 2 т. / Под ред. А.И. Рарога. 2-е изд. М., 2002. Т. 2: Особенная часть. С. 633.

Действительно, в 2002 г. в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства были внесены, как уже отмечалось, изменения принципиального характера. Так, состав «публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации» был заменен на состав «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ). Соответственно, вместо публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации объективную сторону данного преступления стали образовывать публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 280 УК РФ).
Как отмечает А.В. Наумов, дополнение Кодекса ст. ст. 282.1 и 282.2 также требует места в этой классификации и для преступлений, предусмотренных данными статьями .
———————————
См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 2004. Т. 2: Особенная часть. С. 597.

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом изменений, внесенных законодателем в гл. 29 УК РФ, в зависимости от непосредственного объекта все преступления против конституционного строя и безопасности государства можно классифицировать следующим образом:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 275, 276);
2) преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 277, 278, 279);
3) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации (ст. ст. 281, 283, 284);
4) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ст. ст. 280, 282, 282.1, 282.2).

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
Преступления против конституционного строя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here