Принудительная реорганизация коммерческой организации

Полезная информация по вопросу: "Принудительная реорганизация коммерческой организации" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Принудительная реорганизация коммерческой организации

Помимо реорганизации коммерческая организация может принудительно прекратить свою деятельность посредством ликвидации.

Основания принудительной ликвидации

В действующем Гражданском Кодексе РФ дан наиболее полный и систематизированный перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица, который нельзя считать идеальным из—за имеющейся расплывчатости некоторых формулировок. Помимо списка, приведенного в ГК РФ, нормы об основаниях и порядке принудительной ликвидации организаций содержатся и в отдельных федеральных законах. При этом, среди них можно выделить нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации только коммерческих организаций, например, Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», и нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации некоммерческих организаций различных форм и видов, которых большинство, например, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Кроме того, на уровне Федеральных Законов закреплены положения, регулирующие основания принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Федеральные Законы

Статья 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» в качестве основания для принудительной ликвидации некоммерческой организации выделяет неоднократное непредставление в установленный срок сведений предусмотренных указанной статьей.

Статья 44 Федерального Закона «Об общественных объединениях», выделяет сразу несколько оснований для принудительной ликвидации общественного объединения, в частности:

Статья 41 Федерального Закона «О политических партиях» также выделяет пять оснований для принудительной ликвидации партии, например, если не были выполнены требования пунктов 4 — 5 статьи 9 указанного ФЗ, то политическая партия может быть принудительно ликвидирована, как и в случае отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного законом.

Основания и порядок принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц содержится в Федеральных Законах «О кредитной кооперации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О жилищных накопительных кооперативах» и т.д.

Однако среди довольно большого количества законов необходимо выделить антимонопольное законодательство РФ, в котором существуют единые основания принудительной ликвидации для коммерческих и некоммерческих организаций, Так, в статье 34 Федерального Закона «О защите конкуренции» говорится о возможности принудительной ликвидации коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, если ими было нарушено правило о предварительном согласии или последующем уведомлении антимонопольного органа. При этом виновное юридическое лицо может быть, как ликвидировано, так и реорганизовано. Статья 24 Федерального Закона «О противодействии терроризму» вводит ответственность для организаций в виде их принудительной ликвидации за причастность к терроризму, которая может налагаться так же на коммерческие и некоммерческие организации.

Основания для принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, содержаться также в статьях 9 и 11 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Дополняет 11 статью указанного нормативного акта Федеральный Закон «О средствах массовой информации», который содержит более общие основания для принудительной ликвидации СМИ, в частности в статье 16. Продолжает список законов, предусматривающих основания для принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статьи 51 и 52), ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (статья 42), Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» (статья 51), а также действующий Трудовой Кодекс РФ (статья 357).

Особого внимания заслуживает Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который в статье 21.1, предусматривает исключение из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц той организации, которая прекратила свою деятельность. Процедура исключения из ЕГРЮЛ происходит по решению регистрирующего органа и по конкретным основаниям. В общем и целом данная процедура является ликвидацией организации в административном порядке, который ранее использовался в качестве альтернативы порядку судебному.

Порядок и последствия принудительной ликвидации

Действующее законодательство РФ предусматривает судебный и административный порядки принудительной ликвидации.

Судебный порядок

Гражданский Кодекс РФ регламентирует только судебный порядок ликвидации организации, который может быть применен по иску уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Так в статье 61 ГК РФ указано, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд либо государственным органом, либо органом местного самоуправления, которому соответствующее право предоставлено законом, но сами органы не обозначены. Следовательно, установление государственных и местных органов уполномоченных заявлять в суд иски о принудительной ликвидации организации относится к предмету регулирования отдельных федеральных законов. Если посмотреть отдельные нормативные акты, то в них можно найти указание на конкретное должностное лицо или орган, который обладает указанным правом.

Например, право предъявлять иски о принудительном прекращении деятельности юридического лица, Федеральный Закон «Об общественных объединениях» наделяет Генерального прокурора РФ или прокурора соответствующего субъекта Федерации, а также федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган.

Федеральный Закон «О политических партиях» в статье 41 устанавливает, что заявление о ликвидации политической партии имеет право внести в Верховный Суд Российской Федерации федеральный уполномоченный орган.

В соответствии со статей 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации организации имеет право подать Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему прокурор, а также федеральный орган государственной регистрации или его территориальные подразделения.

В других нормативных актах тоже можно найти уполномоченные органы и должностные лица, в частности в статьях 51 и 52 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, органы местного самоуправления);

В статье 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (органы, осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, органы местного самоуправления); в статье 51 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг), в статье 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (Банк России), в статье 213 ФЗ «О защите конкуренции» (антимонопольный орган) и т.д.

Интересны также будут Федеральные Законы «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «О жилищных накопительных кооперативах», «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.

Как можно убедиться из анализа федерального законодательства, перечень государственных органов и должностных лиц, имеющих право в судебном порядке требовать принудительной ликвидации того или иного юридического лица, весьма широк. Однако кроме него особого внимания заслуживают и условия, при наличии которых у указанных лиц и органов возникает право предъявлять требования о ликвидации юридического лица

Читайте так же:  Как гибдд должны уведомлять о штрафах

Условия принудительной ликвидации

Нужно сразу отметить, что условия принудительной ликвидации организации весьма разнообразны, что можно понять из статьи 61 Гражданского Кодекса РФ. Так в одних случаях для заявления требования достаточно одного нарушения, для других случаев важна многократность, например, когда помимо систематичности необходимо чтобы деятельность противоречила уставным целям.

Кроме того, действующее законодательство РФ может устанавливать как конкретные основания для заявления требования о принудительной ликвидации, например осуществление деятельности без надлежащего разрешения, т. е без лицензии, так и использовать «резиновые» категории, например, когда при создании юридического лица помимо допущенных грубых нарушений закона, важно, чтобы они носили неустранимый характер. Давая столь оценочные основания, закон оставляет установление «истины» на усмотрение правоприменительных органов.

Некоторые нормативные акты ставят в зависимость возможность подачи иска о принудительном прекращении деятельности организации в форме ликвидации от различных условий или, что бывает реже, содержит определенные ограничения. Например, статья 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет, что «Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации кредитной организации. Исключением здесь будут случаи, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Некоторые ограничения можно найти в статье 44 ФЗ «О политических партиях», статье 44 ФЗ «Об общественных объединениях», статья 31 которого определяет, что «ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается исключительно с согласия схода жителей населенных пунктов, которые обслуживает данное учреждение».

Сроки и последствия ликвидации

В Гражданском Кодексе РФ не содержится каких—либо положений, регулирующих сроки принудительной ликвидации, хотя отдельные Федеральные Законы могут их содержать. Например, в статье 23.4 ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев с момента вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации. При этом закон допускает продление срока арбитражным судом при заявлении ликвидатором кредитной организации обоснованного ходатайства.

Административный порядок

В настоящее время административная процедура ликвидации организации остается слабо отрегулированной на уровне закона. Так, статья 21.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве административной процедуры выделяет принятие решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом. При этом оно должно быть опубликовано в официальных органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением об исключении из Единого государственного Реестра Юридических Лиц должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением, с указанием адреса, по которому они могут быть направлены. Указанный нормативный акт устанавливает срок для направления заявлений, который равен одному месяцу с момента опубликования решения о предстоящем исключении, а также предусматривает судебный порядок ликвидации организации. Кроме того, административный порядок ликвидации может быть применен и на основании статьи 26 указанного закона.

ЮрКонсультант — юридическое сопровождение и бухгалтерское обслуживание для Вашего бизнеса.

Принудительная реорганизация коммерческой организации

Принудительная реорганизация коммерческой организации может происходить в том случае, если был подан иск в суд на данную организацию антимонопольным органом. При этом подача иска в суд на любую кредитную организацию должна быть согласована с Центральным банком. В любом случае, суд может принять решение о разделении коммерческой организации или о выделении одной организации из общего состава. Данное решение суда также может быть принято с целью увеличения уровня конкурентоспособности компаний, работающих в аналогичной сфере деятельности.

Обычно принудительная реорганизация предприятий занимает достаточно много времени. Процесс может проводиться в течение шести месяцев, начиная с подачи в суд искового заявления. В любом случае, сразу же после возникновения предпосылок к принудительной реорганизации следует обратиться в юридическую компанию. Высококвалифицированные специалисты окажут должную помощь и помогут выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Особенности принудительной реорганизации юридических лиц

Принудительная реорганизация по действующему российскому законодательству может быть осуществлена только судом или уполномоченным государственным органом.

Из приведенных ранее случаев к принудительной реорганизации относятся:

1) принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции»);

2) принудительное разделение и выделение юридических лиц — хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики, не обеспечивших выполнение требований законодательства по структурному преобразованию своей деятельности в соответствие с предписаниями ст. 6 федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»;

3) принудительное слияние и присоединение кредитных реорганизаций на основании ст. 32 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Таким образом, законодатель опровергает мнение исследователей, утверждающих, что принудительная реорганизация возможна только в форме разделения и выделения.

Рассмотрим данные случаи подробнее.

Как указано в п. 1 ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции», в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Таким образом, обозначенные данной статьей элементы образуют основания принудительной реорганизации в форме разделения и выделения:

— систематическое осуществление монополистической деятельности, т.е. осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в предусмотренном законом порядке более 2-х раз в течение 3-х лет;

— коммерческая организация, а также некоммерческая организация при осуществлении деятельности, приносящей ей доход, занимает доминирующее положение, т.е. такое положение на рынке определенного товара, которое дает данной организации (группе лиц) или таким организациям (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;

Читайте так же:  Как оплачивать штраф по постановлению

— основанием начала процедуры принудительного разделения или выделения в суде является иск антимонопольного органа (в отношении кредитных организаций требуется также в дополнение к этому согласование с Центробанком РФ).

В свою очередь, в п. 2 ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции» отмечаются условия, при которых разделение и выделение будет возможно:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Важным моментом является и то обстоятельство, что согласно положениям п. 3. ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции» срок проведения реорганизационных процедур должен составлять не менее чем 6 месяцев, что обусловлено особой сложностью процесса, т.к. на практике он касается, прежде всего, крупных компаний.

В ст. 4 федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики…» обозначены общие условия реструктуризации РАО «ЕЭС» посредством его реорганизации в форме разделения и выделения ряда новых обществ в переходный период функционирования электроэнергетики. В ст. 6 этого же закона установлено, что с 1 апреля 2006 года запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики — группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка. Юридические лица — хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению антимонопольного органа в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Т.е., в федеральном законе «Об особенностях функционирования электроэнергетики…» наглядно отражена ситуация, когда вынужденная реорганизация РАО «ЕЭС» и его дочерних обществ (ст. 4) с установленными основаниями, условиями и сроками проведения может плавно, в случае неисполнения обозначенных законом требований, перейти в реорганизацию принудительного характера (ст. 6), осуществляемую уже антимонопольным органом. Здесь наиболее ярко прослеживаются различия между вынужденной и принудительной реорганизацией, о которых говорилось выше.

В ст. 32 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указано, что Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в форме слияния или присоединения в случаях, если:

1) кредитная организация не удовлетворяет требованиям кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России в ст. 62 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ (в ред. от 07.02.11);

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в 5-тидневный срок с момента его получения обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости ее реорганизации. Совет директоров, в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Приведенные примеры показывают, что принудительная реорганизация, безусловно, представляет собой особый вид реорганизации. Главное различие от реорганизации добровольной проявляется в методе правового регулирования — каким образом осуществляется сам процесс и кто инициирует процедуру. При добровольной реорганизации — это всегда собственник (акционер, участник), при принудительной — государство в лице уполномоченных органов, имеющих соответствующее право, зафиксированное на нормативно-правовом уровне.

Сам факт инициирования уполномоченным органом принудительной реорганизации не есть то, что она непременно состоится. Необходимо зачастую судебное постановление (в отношении разделений (выделений) по ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции» или при неисполнении решения уполномоченного государственного органа в иных случаях). Однако предметно сам процесс с момента вынесения решения и до государственной регистрации вновь образованных юридических лиц во многом сходен и при принудительной и при добровольной реорганизации.

Если после вынесения решения учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят в предусмотренный постановлением срок реорганизацию, суд по иску уполномоченного государственного органа (антимонопольная служба, Центральный банк РФ) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Таким образом, реорганизация по решению высшего органа юридического лица представляет собой реорганизацию позитивного порядка, направленную на реализацию участниками юридического лица своего права на реорганизацию в соответствии с логикой развития компании, экономическими и финансовыми составляющими ее деятельности. В данном случае реорганизация является нормальным позитивным фактором, вытекающим из самого права, т.е. права на реорганизацию.

В литературе проблемам юридической ответственности в целом и гражданско-правовой в частности посвящено достаточно трудов.

По мнению автора, наиболее последовательной, учитывающей все ранее проведенные исследования, является точка зрения Г.Н. Шевченко, в соответствии с которой под гражданско-правовой ответственностью следует понимать предусмотренную законом или договором меру государственного принуждения имущественного характера, применяемую в целях восстановления нарушенного состояния удовлетворения потерпевшего за счет правонарушителя.

Основываясь на трудах В.Т. Смирнова и А.А. Собчака, Г.Н. Шевченко выделяет основания и условия гражданско-правовой ответственности. Под основанием она понимает правонарушение, условиями же являются признаки, которым должно отвечать это правонарушение и к которым относятся следующие: убытки; противоправное поведение правонарушителя; причинная связь между таким поведением и наступившими убытками; вина правонарушителя.

Читайте так же:  Статус малоимущего для получения жилья

Т.е., в отношении принудительной реорганизации многие из составляющих оснований и условий гражданско-правовой ответственности недостижимы.

Весьма спорным является то, что принудительная реорганизация основана на каком-либо правонарушении. В данной ситуации инициирование проведения процедуры вызвано контрольными функциями государства, прописанными в Конституции РФ, и определяемыми целями, закрепленными в соответствующих нормативно-правовых актах:

— обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п. 2. ст. 1 федерального закона «О защите конкуренции»);

— обеспечение государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу федерального закона «Об электроэнергетике» (ст. 4);

— поддержание мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций (п. 1 ст. 1 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Задачей государства в приведенных случаях является выполнение «реанимационной» функции контроля над определенной ситуацией, т.е. государство здесь выполняет роль «пожарного», который должен «затушить» тот или иной пожар на стадии, когда он еще не перерос в действительное правонарушение, влекущее за собой значительные убытки различным субъектам гражданских правоотношений.

Принудительная реорганизация коммерческой организации

Действующее законодательство РФ различает добровольную, вынужденную или принудительную реорганизацию коммерческой организации. Отличаются они по причинам их проведения.

Инициатива добровольной реорганизации принадлежит собственникам коммерческой организации. В случае вынужденного варианта, реорганизация также проводиться по решению собственника, но по требованию действующего законодательства. Принудительная реорганизация коммерческой организации только в форме разделения или выделения. А вынужденной причиной может быть – преобладающее положение организации среди других в сфере однородной деятельности.

ГК Российской Федерации выделяет три схемы проведения принудительной реорганизации коммерческой организации:

— реорганизация по решению суда;

— реорганизация по решению уполномоченного органа;

— реорганизация по решению внешнего управляющего.

Внешний управляющий назначается судом, инициированным по иску государственного уполномоченного органа, в случаях, когда о проведении реорганизации решение не было принято в срок (не менее шести месяцев). В компетенции управляющего представлять интересы коммерческой организации в суде, предоставляя там разделительный баланс и все необходимые учредительные документы, необходимые для реорганизации юр. лица.

Последствия несоблюдения требований принудительной реорганизации

Последствия несоблюдения требований действующего законодательства о принудительной реорганизации могут выразиться в предъявлении исков о принудительной ликвидации коммерческой структуры.

Для чего применяется принудительная реорганизация?

Принудительная реорганизация коммерческих и других фирм в Российской Федерации применяется чаще всего для того, чтобы пресечь злоупотребления доминированием коммерческих и других структур в сфере деятельности организаций и для установления справедливых конкурентных условий.

Необходимо грамотное юридическое сопровождение

Существуют правила и особенности проведения принудительной реорганизации организации. Здесь важно, чтобы интересы фирмы не были нарушены. А это возможно лишь с помощью грамотного юридического сопровождения.

Принудительная реорганизация коммерческой организации тест

Всем помогу!

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Принудительная реорганизация коммерческой организации тест

См., напр.: Бакулина Е.В. Совершенствование правового регулирования хозяйственных обществ: Дис.

. канд. юрид. наук. М., 2004.

С. 94. См.: Наумов О.А. О защите прав кредиторов при реорганизации должников // Арбитражная практика. 2001. N 3; Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего акционерного общества // Законодательство.

Все они введены осенью 2005 года. На подшипниковые трубы. На котельные трубы.

На нефтегазовые трубы. Импорт товара на таможенную территорию РФ причиняет либо создаёт угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики Существенно замедляется создание отрасли российской экономики. Применению антидемпинговых мер обязательно предшествует расследование МЭРТ Срок действия антидемпинговой меры — не более 5 лет.

Решение о реорганизации может быть продиктовано конфликтом между участниками юридического лица.

В некоторых случаях юридического лица – это требование закона. При регистрации реорганизуемого юридического лица (фирмы) представляются документы: Наибольший интерес из выше перечисленных видов для экономических и правовых реалий нашего государства имеют слияние и поглощение.

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности

Реорганизация может быть добровольной и принудительной.

В первом случае она проводится по решению учредителей (участни­ков) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на принятие такого решения учредительными документами.

В зависимости от формы реорганизации в ходе ее проведения

При реорганизации в форме присоединения коммерческая орга­низация считается реорганизованной с момента внесения в ЕГР за­писи о прекращении деятельности присоединяемой организации.

Размещено на реф.рф

Видео (кликните для воспроизведения).

комм орг-м. по передаточному акту или разделительному балансу, т.е. происходит универсальное правопреемство.

Ограничения, ех.;Хоз това-ва и об-ва одного вида м.б. реорг-ны в ХТиО др.

Размещено на реф.рф

для обеспеченя унив. правопреемства, чтоб не передавать большия или меньший объём прав и об-й.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц˸

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица: Реорганизация юридического лица Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

Принудительная реорганизация

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

1. В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

При условии, если хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, при которых коммерческая организация обязана уведомлять о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

Принудительная реорганизация коммерческой организации

Принудительная реорганизация коммерческой организации

Инициатива добровольной реорганизации принадлежит собственникам коммерческой организации. В случае вынужденного варианта, реорганизация также проводиться по решению собственника, но по требованию действующего законодательства. Принудительная реорганизация коммерческой организации только в форме разделения или выделения.

А вынужденной причиной может быть – преобладающее положение организации среди других в сфере однородной деятельности.

Читайте так же:  Переоформление машины по наследству

Внешний управляющий назначается судом, инициированным по иску государственного уполномоченного органа, в случаях, когда о проведении реорганизации решение не было принято в срок (не менее шести месяцев). В компетенции управляющего представлять интересы коммерческой организации в суде, предоставляя там разделительный баланс и все необходимые учредительные документы, необходимые для юр. лица.

Принудительная коммерческих и других фирм в Российской Федерации применяется чаще всего для того, чтобы пресечь злоупотребления доминированием коммерческих и других структур в сфере деятельности организаций и для установления справедливых конкурентных условий.

Существуют правила и особенности проведения принудительной реорганизации организации.

Здесь важно, чтобы интересы фирмы не были нарушены.

А это возможно лишь с помощью грамотного юридического сопровождения.

В случае право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно. Добровольная осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

происходит универсальное правопреемство.

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Законодательством не предусмотрены четкие сроки для проведения структурных изменений во время добровольной реорганизации юридических лиц. Но если речь идет о принудительном реформировании, то в решении Антимонопольного комитета или суда может быть установлен максимальный срок, за который структура должна видоизменится и поделиться на определенное количество юридических лиц.

борьба государства с монопольным положением компании на рынке товаров или услуг; усиление роли фирмы на рынке; рост активов компании; акцент на усиленном развитии конкретных направлений бизнеса корпорации; усиление контроля за активностью миноритарных акционеров; перераспределение акций и уровня влияний среди учредителей и высшего менеджмента фирмы.

Особенности принудительной реорганизации юридических лиц

Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Таким образом, обозначенные данной статьей элементы образуют основания принудительной реорганизации в форме разделения и выделения: — систематическое осуществление монополистической деятельности, т.е. осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в предусмотренном законом порядке более 2-х раз в течение 3-х лет; — коммерческая организация, а также некоммерческая организация при осуществлении деятельности, приносящей ей доход, занимает доминирующее положение, т.е.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица.

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

Так, в соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы.

Подобная ограниченная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112) в отдельности.

Основания реорганизации коммерческих организаций

При осуществлении реорганизации коммерческих организаций, юридическое лицо имеет право на прекращения данного акта, а также на назначение правопреемника. Реорганизация – это совокупность юридических действий юридического лица, а также государственных органов которые могут осуществить переход прав и обязанностей кот одного юридического лица к другому юридическому лицу.

На сегодняшний день в соответствии с законом существует пять форм реорганизации (слияние, присоединение, преобразование, выделение и разделение). Также реорганизация коммерческих организаций бывает добровольной и принудительной. Учредители и участники которые принимают решение о реорганизации должны письменно об этом уведомить кредиторов. Кредитор в свою очередь имеет право потребовать прекращения обязательств или же досрочного погашения кредита.

Вся процедура осуществления реорганизации коммерческих организаций довольно таки сложный процесс, требующий профессиональных юридических навыков. Именно поэтому ведущие специалисты настоятельно рекомендуют обращаться к юристам для осуществления вышеизложенного вопроса без каких либо проволочек.

Основания реорганизации коммерческих организаций

Реорганизация коммерческих организаций является процедурой, при которой права и обязательства, принадлежащие одной организации, переходят другой организации. Существует 5 видов реорганизации: преобразование, слияние, выделение, разделение и присоединение.

Закон определяет разные основания реорганизации коммерческих организаций. Эти основания можно разделить на 2 группы: реорганизация фирмы добровольно и реорганизация фирмы принудительно. Принудительная реорганизация производится путем разделения или выделения. Но в основном реорганизация происходит на добровольной основе.

Реорганизация происходит по конкретным этапам. На проведение данной процедуры влияет форма реорганизации организации. Однако же, несмотря на вид реорганизации, главными этапами, для основания послужившими реорганизации коммерческих организаций добровольно, являются следующие этапы: направление в налоговую инспекцию извещения и принятие решения о реорганизации, инвентаризация организации, направление кредиторам фирмы извещений, утверждение о принятии передаточного акта и публикация в СМИ о реорганизации, направление соответствующей информации в пенсионный фонд, проведение общего собрания и процедура регистрации реорганизации организации в налоговой.

Для реорганизации коммерческих организаций основания могут различны. Ими могут послужить решение участников юридического лица, решение государственных уполномоченных органов и решение органа юридического лица.

Принудительная реорганизация осуществляется против воли участников, решением государственного органа. Такая реорганизация реорганизация организации возможна в случае предусмотренным законом и в форме разделения юридического лица.

[3]

Реорганизация это не только гражданско-правовой институт, но и комплексное, нормативно – правовое образование, которое состоит из разных правовых норм различных отраслевых принадлежностей.

Смешанная реорганизация, при которой допускается участие в реорганизации компаний с разной ОПФ, совершенно новый вид реорганизации, который в нашей стране до 1.09.2014 не допускался в принципе. С указанной даты Гражданским кодексом допускается проведение.

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется

антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и

недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации

хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного

органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией

антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда

действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27

Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без

Читайте так же:  Приставы лишают водительских прав

получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в

суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о

защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае,

если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе

в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст.

34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой

организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При

[2]

этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние

и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в

результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое

юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит

прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой

осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна

мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой

организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица.

Однако указанное положение Закона требует изменений и корректировки в соответствии с

положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять

антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в Законе, нарушило

установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте.

Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять

антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите

В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным

обществом, занимающим доминирующее положение .

О понятиях антимонопольного законодательства «монополистическая деятельность», «доминирующее положение» см. в гл. VII. Согласно п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации

антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении

нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких

[1]

организаций. При этом в отношении кредитной организации антимонопольный орган вправе

подать иск только по предварительному согласованию с ЦБ РФ.

Статья 16. Слияние обществ1. Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. 2. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.

Статья 17. Присоединение общества1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу 2. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении.

Общее собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении.

3.Договор о присоединении должен содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении; 2) порядок и условия присоединения; 3) порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

4. При присоединении общества погашаются: 1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу; 2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; 3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.

4.1. В случае, если собственные акции, принадлежащие обществу, к которому было осуществлено присоединение, не подлежат погашению в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения обществом, в ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.

Статья 18. Разделение общества

3.3. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации в форме разделения общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу. 4. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 403 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  3. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  4. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Принудительная реорганизация коммерческой организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here