Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица

Полезная информация по вопросу: "Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица

Иванова Т. С., помощник судьи Свердловского областного суда, преподаватель кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии г. Екатеринбург.

Правильное разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации. Обращаем внимание работодателя: не следует торопиться привлекать работника к дисциплинарной ответственности, если нарушение было вызвано объективными причинами (плохой работой транспорта, болезнью самого работника или его родственников и т.д.), тем более если он представил подтверждающие документы. Иначе в случае обращения работника с исковым заявлением о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением суд встанет на его сторону.

Какой проступок считается дисциплинарным?

С того момента, когда сотрудник ставит свою подпись под списком требований, он автоматически становится зависим от стандартных установленных правил, а также от дополнительных индивидуальных условий предприятия, исходящих из специфики работы организации.
Работодатель делает это исходя из трудового законодательства, а также локальных норм организации. Следует помнить, что нет такого нарушения, которое бы позволялось караться дважды. Нередко бывает так, что директор делает замечание провинившемуся сотруднику, а потом еще и выгоняет. Это неправомерно (ст. 193 ТК ).

Это разновидность юридической ответственности. В то же время ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины: 1) выговор; 2) замечание; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Также нужно обратить внимание, что ранее в КЗоТ РФ существовало такое взыскание, как строгий выговор.

Общие положения. Согласно ст. 273 ТК РФ, руководители организации — физические лица, которые осуществляют руководство организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций. Отношения руководителя организации с организацией-работодателем являются трудовыми (ст. ст. 11, 15 ТК РФ). Особенности регулирования труда руководителя организации закреплены в гл. 43 ТК РФ.

После этого у проштрафившегося запрашиваются письменные объяснения. Он их может давать, может не давать, это неважно, принципиален факт затребования.

Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Дисциплинарная ответственность — это наложение взысканий на основе правовых норм субъектами власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.

Сложным оно считается потому, что очень часто при увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины он обращается в суд с требованием о восстановлении на работе. Чтобы организации не пришлось выплачивать компенсацию за вынужденный прогул, возмещать моральный вред и восстанавливать на работе сотрудника, следует соблюдать ряд правил наложения взыскания.

Также, прогулом можно считать невыход на работу, объясняемый несогласием работника с переводом, совершенным с соблюдением закона.

Виновник может и не согласиться с ней и оспорить наказание, обратившись в Трудовую инспекцию или же в комиссию по трудовым спорам (ст. 382 ТК).

В статье 192 ТК Российской Федерации в отличии от ст.135 КЗоТ Российской Федерации , не конкретизированы, основания увольнения, которые следует относить к мерам дисциплинарного взыскания.

Для некоторых категорий работников законодательством предусмотрена процедура дисциплинарного расследования, которое осуществляется комиссией из числа работников организации. Такое расследование, например, проводится при совершении педагогическим работником аморального проступка (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Часто нерадивые сотрудники не спешат предоставлять письменные объяснения в надежде на то, что подобное сокрытие причин их проступка послужит поводом для успокоения руководства.

Привлечение к общей дисциплинарной ответственности отрегулировано в ТК Российской Федерации и оно распространяется на всех работников, за исключением, работников подчиняющихся специальным нормативным актам специальной дисциплинарной ответственности: федеральным законам, уставам и положениям о дисциплине, они действуют на железнодорожном и морском транспорте, а также на предприятиях с особо опасным производством в области использования атомной энергии. Таким образом дисциплинарная ответственность в соответствии со статьей 192 ТК Российской Федерации должна рассматриваться как общая дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.

Общая дисциплинарная ответственность: порядок привлечения

Работодатели иногда объявляют работникам, нарушившим дисциплину или выговор или предупреждение и пишут в приказе: «поставить на вид». Так как закон таких дисциплинарных взысканий не предусматривает, то этот вариант можно считать воспитательным, а работник будет считаться не имевшим дисциплинарного взыскания. Расторжение трудового договора с работником по данному основанию возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.

К сведению. При причинении ущерба работником возможно сочетание дисциплинарной и материальной ответственности, то есть наложение дисциплинарного взыскания не препятствует привлечению к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.
Её основные пункты, который каждый будущий работник предприятия или организации обязуется соблюдать, прописаны в приложении к трудовому договору и звучат как перечень положений организации о дисциплине.

Читайте так же:  Проверить фмс на депортацию

Информация — Юриспруденция, право, государство

За одно нарушение можно применить только одно дисциплинарное взыскание. Если за прогул было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, работника уже нельзя уволить по пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Нарушение какого-либо правила по своей инициативе влечёт за собой наложение дисциплинарного взыскания, учитывающего несколько видов наказания: от выговора до увольнения с работы.
Если в течение 1 года после назначения ответственности сотрудник ничем больше не провинился, то он автоматически считается не имеющим дисциплинарных взысканий. Таковые не заносятся и в трудовую книжку, за исключением одного случая — если увольняют по соответствующей статье.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий…

При этом дисциплинарное производство в отношении должностных лиц – это одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Только после этого наниматель решает, какую меру наказания применить — в зависимости от характера «огреха» подчиненного и степени его соответствия нормам закона.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.

Законодатель не делает исключения для руководителей организации в части привлечения их к дисциплинарной ответственности: как и других работников, руководителей можно увольнять за нарушения трудовой дисциплины и ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, объявлять им замечания и выговоры. Более того, в ТК РФ включена специальная статья, устанавливающая дисциплинарную ответственность для руководителя организации, нарушающего трудовое законодательство и трудовые права работников (ст. 195 ТК РФ). В то же время сегодня в трудовом законодательстве нет специального порядка привлечения руководителей организации к дисциплинарной ответственности, хотя, на наш взгляд, такая необходимость существует.

ВС РФ: работодатели не обязаны привлекать к дисциплинарной ответственности подчиненных по требованию прокурора

ВС РФ выпустил Постановление от 30.10.2017 № 30-АД17-2, в котором разъяснил, почему требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности работника-нарушителя работодатель может не исполнять.

Судьи напомнили, что, на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 о прокуратуре, прокурор «принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения». Вместе с тем обязать работодателя, чтобы он выполнил требование прокурора, нельзя, как и нельзя оштрафовать его по ст. 17.7 КоАП РФ («Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»).

Как уточнил суд, ч. 1 ст. 192 ТК РФ дает работодателю возможность применить дисциплинарное взыскание к работнику, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязанности. Это его право, а не обязанность. И наказание для подчиненного последует, если руководитель посчитает, что оно необходимо. Даже если на нем будет настаивать прокурор.

Отметим, что ВС РФ и ранее придерживался такой позиции. В Постановлении от 16.12.2015 № 81-АД15-5 были сделаны аналогичные выводы: только работодатель решает, надо ли наказать работника-нарушителя, и каким из предусмотренных законом способом.

Виды ответственности, применяемые к должностным лицам. Проблемы ответственности

Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы.

Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих, нормами главы 31 УК РФ, которые предусматривают ответственность субъектов дознания, предварительного следствия, то есть служащих правоохранительной государственной службы, и нормами главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность военнослужащих.

Особенности применения административной ответственности в отношении государственных служащих закреплены ст. 2.4 и 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется Федеральный закон от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов, как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На военнослужащих распространяются нормы Дисциплинарного устава Вооруженных Сил, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года №2140.

Дисциплинарнаяответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами.

Читайте так же:  Какой срок установлен для применения дисциплинарного взыскания

В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих, в том числе «милитаризованных», достаточно полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные ее признаки:

— особый вид юридической ответственности;

-для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

— дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

— состоит в применении карательных санкций;

— дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

— урегулирована нормами административно-служебного права.

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны — наказать виновного, с другой — общая и частная превенция правонарушений, — достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусмотрены обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности, неразрывно с обязанностями связана и ответственность.

Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подпунктами «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Закона.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления (ст. 285 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ преступление.

Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью — соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Законом «О государственной тайне» (ст. 5) перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, действует Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

Конституцией РФ определено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).

Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Следовательно, служащий не имеет права использовать не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил безопасности и так далее средства коммуникации, оргтехнику и иное имущество государственного органа. Служащий также не может использовать средства, выделенные на официальные расходы, для покрытия личных трат. При совершении такого рода действий государственный служащий может привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10258 —

| 7819 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству: понятие, виды, порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников является самостоятельным видом юридической ответственности. Особенностью дисциплинарной ответственности является применение взысканий, составляющих ее содержание, как правило, субъектом трудовых отношений, а именно работодателем. В связи с этим дисциплинарная ответственность является одним из проявлений властных полномочий работодателя по отношению к заключившему с ним трудовой договор работнику. Дисциплинарная ответственность состоит в применении полномочным представителем работодателя к совершившему дисциплинарный проступок работнику установленных законодательством дисциплинарных взысканий.

Читайте так же:  Национально государственное устройство это

Основанием такой ответственности всегда служит дисциплинарный проступок, совершенный конкретным работником. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Как и любое другое правонарушение, дисциплинарный проступок обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектом дисциплинарного проступка может быть гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретной организацией и нарушающий трудовую дисциплину.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка выступает вина со стороны работника. Она может быть в форме умысла или по неосторожности.

Объект дисциплинарного проступка – внутренний трудовой распорядок конкретной организации.

Объективной стороной выступают вредные последствия и прямая связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя.

Виды дисциплинарной ответственности.

Существуют два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная.

Общая дисциплинарная ответственность применима ко всем без исключения работникам. Общая дисциплинарная ответственность наступает по правилам, которые установлены в ТК. Применение общей дисциплинарной ответственности не требует доказывания дополнительных или специальных юридически значимых обстоятельств. В связи с этим она и признается общей дисциплинарной ответственностью.

Специальная дисциплинарная ответственность применяется только в тех случаях, когда не может быть применена общая дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность вводится специальным законодательством, в частности, уставами и положениями о дисциплине работников.

Применение специальной дисциплинарной ответственности характеризуется следующими особенностями:

— работник относится к специальным субъектам, которые привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам (например, прокуроры, судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам);

— работник выполняет особые трудовые обязанности, непосредственно связанные с жизнью и здоровьем людей (например, выполнение работ, непосредственно связанных с движением железнодорожного транспорта);

— предусмотрено наличие особого круга лиц или органов, наделенных правом привлечения к дисциплинарной ответственности (например, привлечение к дисциплинарной ответственности судей осуществляют квалификационные коллегии по представлению председателя соответствующего суда);

— предусмотрено наличие дополнительных, то есть специальных, дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам (например, лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом);

— предусмотрены дополнительные возможности для обжалования дисциплинарных взысканий (например, помимо судебного может существовать внесудебный порядок обжалования дисциплинарных взысканий в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу).

ТК предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности лишь путем применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством.

Виды дисциплинарных взысканий:

3) увольнение (п. 5-10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 ТК).

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Например, Закон о государственной службе устанавливает, что на государственного гражданского служащего может быть наложено предупреждение о неполном служебном соответствии.

Кроме того, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения своих должностных обязанностей. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное 25 августа 1992 г., предусматривает такой вид дисциплинарного взыскания, как лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (моторно-вагонным подвижным составом), на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок.

Основание применения дисциплинарного взыскания – совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК).

Порядок применения дисциплинарных взысканий.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников имеет свои особенности. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК).

Читайте так же:  Свидетельство о рождении ребенка как выглядит

Снятие дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК). Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных взысканий.

При рассмотрении и разрешении трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных взысканий работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск работника может быть удовлетворен. Однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 192 ТК наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[2]

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Читайте также:

  1. D) Последствия нарушения обязанности обоснования
  2. E. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД 51
  3. II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе
  4. III этап. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
  5. III. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  6. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  7. IV этап. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
  8. IV. Порядок выполнения работы
  9. IV. Порядок выполнения работы
  10. IV. Порядок выполнения работы
  11. IV. Порядок выполнения работы
  12. IV. Порядок выполнения работы

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

[3]

Дисциплинарная ответственность имеет ряд особенностей.

Первой особенностью данного вида юридической ответственности от иных видов ответственности является её основание. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение служебной дисциплины (совершение дисциплинарного проступка).

Вторая особенность дисциплинарной ответственности связана с основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности отдельных категорий лиц.

Третьей особенностью является большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих дисциплинарные санкции в отношении различных категорий государственных служащих.

Понятие дисциплинарного проступка, как правило закрепляют нормы-дефиниции, применительно к различным категориям государственных служащих. В отношении государственного гражданского служащего дисциплинарный проступок определяется в ч. 1 ст. 57 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей».

Признаки дисциплинарной ответственности:

* основанием ее наступления является дисциплинарный проступок;

• за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

• дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);

• пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются:

• тяжесть совершенного проступка;

* обстоятельства, при которых он совершен;

• исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

• предупреждение о неполном служебном соответствии;

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

[1]

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством.

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, под которым понимается «противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности»[102].

Применительно к службе в органах внутренних дел нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается «виновное действие (бездействие), выразившеесяв нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав».

Читайте так же:  Банкротство физических лиц как сделать

В ряде случаев дисциплинарная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Так, согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов за административные правонарушения, кроме правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус.

Следовательно, часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ устанавливает общее правило о дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, за совершенные ими административные правонарушения.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 431 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности (Брциева З.Г., Марфицын Г.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2015

Основной задачей права является регулирование общественных отношений и их охрана в целях обеспечения общественного порядка и максимально возможной свободы для всех членов общества. Совершение правонарушения, как противоправного, общественно вредного виновного деяния, подлежит не только моральному осуждению, но и предполагает активную деятельность государства (в лице его компетентных органов) по применению в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия.
В целях восстановления законности и справедливости, осознания неотвратимости наступления неблагоприятных последствий за совершенное деяние правонарушитель привлекается к юридической ответственности .
———————————
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Это правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов и нарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. При этом указанные стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Вместе с тем недавно созданная военная полиция , деятельность которой направлена на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, совершаемых военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, при выявлении административного правонарушения, совершенного военнослужащим, не уполномочена составлять протокол об административном правонарушении, а доставление в помещение военной комендатуры без фиксации административного правонарушения способствует уходу виновного лица от юридической ответственности.
———————————
Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — военная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны. См.: Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 03.02.2014).

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 28.9 при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Постановление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 29.10 КоАП.
В постановлении должны быть указаны сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении, статья КоАП, предусматривающая основания прекращения производства по делу, мотивированное решение, срок и порядок обжалования постановления. В постановлении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 КоАП, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП).

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  2. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here