Российская федерация состоит

Полезная информация по вопросу: "Российская федерация состоит" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Российская федерация состоит

Каждый субъект федерации, имеет свою

исполнительную (губернатора или главу),
законодательную (региональные парламенты)
и судебную (конституционный суд субъекта)

Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Согласно Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из:

  • республик,
  • краев,
  • областей,
  • городов федерального значения,
  • автономной области,
  • автономных округов.

2. Федеральные округа

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Федеральные округа были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

[1]

Название
федерального округа

1 Центральный Москва Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область

Город Москва

[2]

2 Южный Ростов-на-Дону Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область 3 Северо-Западный Санкт-Петербург Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий автономный округ

Город Санкт-Петербург

4 Дальневосточный Хабаровск Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ 5 Сибирский Новосибирск Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область 6 Уральский Екатеринбург Курганская область
Свердловская область
Тюменская область Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ
— Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ 7 Приволжский Нижний Новгород Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край 8 Северо-Кавказский Пятигорск Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия
Чеченская Республика
Ставропольский край 9 Крымский

Симферополь Республика Крым Город Севастополь

3. Время в России

Границы часовых зон проходят по границам субъектов Российской Федерации, каждый субъект входит в одну часовую зону, за исключением Якутии (3 часовые зоны) и Сахалинской области (2 часовые зоны).

Российская Федерация

Государство и показатели его развития

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержание:

Основные сведения

Наиме­нова­ние: Российская Федерация Столица: Москва. Регион: Евразия Терри­тория: 17,125,191 км² Населе­ние: 146 793 000 человек — 9 место среди 223 стран мира (Федеральная служба государ­ст­венной статистики, 2019). Дата осно­вания: 862 год. Офи­циаль­ный язык: Русский. Админи­стра­тивное деле­ние: 85 субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения. Госу­дарст­венное управ­ление: Президентская республика. Глава государ­ства: Президент. Высший законо­датель­ный орган: Двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государст­венная Дума), срок полномочий которого 5 лет. Высший испол­нитель­ный орган: Правительство. Денеж­ная еди­ница: Российский Рубль (RUR). Код ISO: RUS Интер­нет-домен: .ru
.рф Теле­фон­ный код: +7 Нацио­наль­ная статис­тика: Федеральная служба государственной статистики

Государственный строй

Государственное устройство и политическая система Российской Федерации — демократическое государство с республиканской (президентской) формой правления и федеративным государственным устройством. В стране действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция Российской Федерации — высший нормативно-правовой акт государства, в котором закреплены основы государственного устройства, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и системы местного самоуправления, принципы правового государства, разделения властей и судопроизводства, а также основные права и свободы граждан.

Политическая система:

Руководителем государства в Российской Федерации является президент, избираемый путём всеобщего прямого народного голосования сроком на 6 лет. При этом Конституция оговаривает, что одно и то же лицо не может занимать должность президента страны более двух сроков подряд. Президент занимает центральное место в системе институтов российской власти. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, возглавляет Совет безопасности и является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. Ему принадлежит ведущая роль в назначении высших должностных лиц страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти, например обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории страны.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом в Конституции прямо не говорится, что Правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что наиболее важные функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент. Правительство назначается президентом и слагает полномочия перед вновь избранным руководителем государства. Правительство Российской Федерации состоит из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Главой Правительства является его председатель (иногда используется термин «премьер-министр»), который назначается на должность президентом и утверждается Государственной Думой. Председатель Правительства вносит на утверждение президента Российской Федерации предложения о структуре исполнительной власти и составе Правительства.

Административная система:

Административная система Российской Федерации включает 85 субъектов Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономную область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения:

Все субъекты Российской Федерации имеют собственное административно-территориальное деление. Основными административно-территориальными единицами в составе субъекта Федерации являются районы и города (областного, республиканского, краевого, окружного значения). Каждый субъект Федерации представлен высшим должностным лицом (губернатором), имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власти, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Читайте так же:  Документы на право собственности квартиры по наследству

Согласно Конституции все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция фиксирует и некоторые различия в их правовом положении. Так, национальные республики в составе Российской Федерации имеют собственные Конституции, а все прочие субъекты — уставы. Республикам также предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые в государственных учреждениях используются наряду с русским языком. Все национальные республики в современной России созданы на основе бывших политических и административных автономий, которые в советский период (1917–1991) были предоставлены крупным нерусским этносам на территории их исторического проживания.

В 2000 году в России был создан институт федеральных округов во главе с полномочными представителями президента Российской Федерации (федеральными инспекторами), курирующими работу органов власти в субъектах Федерации. Первоначально были образованы 7 федеральных округов, впоследствии их число менялось от 7 до 9. В настоящее время в Российской Федерации существует 8 федеральных округов:

  1. Центральный округ;
  2. Северо-Западный округ;
  3. Приволжский округ;
  4. Южный округ;
  5. Северо-Кавказский округ;
  6. Уральский округ;
  7. Сибирский округ;
  8. Дальневосточный округ.

Институт федеральных округов не затрагивает административно-территориального деления страны, а служит исключительно целям укрепления государственной власти на федеральном уровне.

Показатели развития

Обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, научно-исследовательскими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований представлены в разделе Исследования стран и регионов.

Федеративное устройство России

Россия – федеративное государство.

Федерализм – одна из основ конституционного строя России и конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации.

Федеративное устройство характеризуется делением государственной власти на три ветви еще и разделением ее по вертикали на исключительную общефедеральную власть, власть субъектов Российской Федерации и совместную власть Российской Федерации и ее субъектов. Российская Федерация состоит из:

4. городов федерального значения;

5. автономной области;

6. автономных округов.

В состав Российской Федерации входят: 89 равноправных субъектов:

а) 21 республика;
б) 6 краев;
в) 49 областей;
г) 2 города федерального значения;
д) 1 автономная область;
е) 10 автономных округов.

Они являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ– свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В отличие от основного принципа деятельности органов государственной власти РФ (разделение властей) органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения.

Конституция РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

В конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены общие принципы административно-территориального устройства: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ обладают собственной территорией.

Вопросы административно-территориального устройства субъекта Федерацииявляются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8315 —

| 7944 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

субъекты (регионы) Российской Федерации

Информационная служба ст.Новопокровской

Субъекты (регионы) Российской Федерации

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции РФ, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.
В Российскую Федерацию как субъекты федерации входят: республики, края, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
Субъектов (регионов) Российской Федерации – 85, в том числе:
Республик — 22
Краев — 9
Областей — 46
Городов федерального значения – 3
Автономных областей – 1
Автономных округов – 4
Площадь России — 17125000 кв. км. Население — 145,7 млн. человек. Столица – город Москва.

Перечень субъектов (регионов) Российской Федерации

Статья 5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Читайте так же:  Как получить наследство если прошло больше 6 месяцев

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 5 Конституции России

Текст Ст. 5 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Комментарий к Ст. 5 Конституции Российской Федерации

Формирование федеративных отношений в России включает в себя несколько этапов:

1918-1922 гг. — этап автономизации в рамках суверенного государства — РСФСР;

1922-1925 гг. — этап оформления административных единиц и фактическая утрата Россией суверенитета;

1925-1990 гг. — этап увеличения числа, развития и укрупнение субъектов в рамках несуверенного государства РСФСР;

1990-1993 гг. — демократический этап «парада суверенитетов» самой Российской Федерации и республик в ее составе;

с 1993 по настоящее время — этап преодоления асимметрии в федеративном устройстве и дальнейшего укрупнения субъектов Федерации.

1. Вступление в силу Конституции России 1993 г. знаменовало собой начало нового этапа в развитии федеративных отношений — преодоления асимметрии в ее устройстве. Строго говоря, начало этому процессу было положено еще до принятия действующей Конституции заключением Федеративного договора, которым вся территория страны была превращена в совокупность субъектов Федерации, иными словами, объявление бывших административно-территориальных единиц: областей, краев, городов федерального значения — субъектами Российской Федерации. Таким образом была преодолена социальная несправедливость, когда территории, дававшие до 80% валового национального продукта страны, в которых проживало 75% ее населения, имели политических прав меньше, чем так называемые субъекты национального типа.

Однако и после подписания Договора асимметрия в федеративном устройстве России продолжала сохраняться, поскольку республики объявлялись суверенными государствами в составе Федерации, а автономии, области, края и города федерального значения приобретали по Договору несколько меньше прав, чем республики. В первой части комментируемой статьи был сделан первый шаг к исправлению этого положения: все субъекты провозглашались равноправными (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Но и в этом случае элементы неравноправия сохранялись, поскольку девять автономных округов по-прежнему входили в состав областей и краев. Процесс преодоления этого неравенства не может быть одномоментным, поэтому в Конституцию заложен механизм его постепенного решения (подробнее см. комментарий к ст. 66).

2. Новая конструкция федеративных отношений, установленная Конституцией 1993 г., потребовала определения нового статуса входящих в Российскую Федерацию субъектов. В самом общем виде он был определен в ч. 2 комментируемой статьи: республики объявлялись несуверенными государствами. Полагаем, что этот юридический нонсенс в большей степени дань истории, чем стремление придать республикам какой-то особый статус. Как справедливо отметил Конституционный Суд Российской Федерации, понятия «республика (государство) не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера»*(17).

К таким факторам исторического характера можно отнести и конституционно установленное право республик иметь собственную конституцию. Все остальные субъекты Федерации получили, согласно ч. 2 данной статьи, право принимать свой устав. Практика показывает, что принципиальных различий между конституцией республики и, скажем, уставом края нет. Более того, в ряде субъектов Федерации устав в соответствии с логикой конституционного строительства имеет второе название — Основной закон. Важнее другое: оба типа учредительных актов принимаются субъектами самостоятельно (см. комментарий к ст. 66), не требуют согласия или регистрации на федеральном уровне. Все субъекты Федерации в новых условиях получили право на издание собственного законодательства, чем на практике весьма активно пользуются.

Субъекты Российской Федерации обладают также правом формировать собственные органы государственной власти, иметь свой бюджет, учреждать символы государственной власти, иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, определять государственное устройство своей территории, осуществлять ряд других полномочий в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции (см. комментарий).

3. В соответствии с внутренней логикой конституционного строительства, определив устройство федерации в целом и статус ее субъектов, авторы Основного закона в ч. 3 комментируемой статьи перешли к определению основных принципов федеративного устройства России, требующих отдельного пояснения.

Принцип государственной целостности. Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 4), целостность государства обеспечивается Российской Федерацией, но это — обязанность, осуществляемая «сверху», всем государством. Это обязанность всего государства перед своим народом, наделившим его частью своей суверенной власти. А в контексте ст. 5 обязанность обеспечения государственной целостности возлагается на субъекты Федерации. Они не должны совершать действия, подрывающие государственную целостность России: издавать законы и иные нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, подрывать экономическую мощь и независимость России, обязаны содействовать социально-экономическому и политическому укреплению и развитию страны. Обеспечение государственной целостности предполагает запрет сецессии, сепаратизма, центростремительных тенденций в развитии экономической и социальной сфер.

Читайте так же:  Можно ли засудить человека за оскорбления

Принцип единства системы государственной власти. В современном государстве, основанном на принципе разделения властей, формируются минимум три самостоятельные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная (см. комментарий к ст. 10).

Каждая имеет свою специфику как по содержанию деятельности, так и по порядку формирования. Органы законодательной власти всех уровней избираются населением соответствующей территории (всей страны или ее субъекта); органы исполнительной власти, поскольку образуют единую систему (см. комментарий к ст. 77), назначаются уполномоченными органами государственной власти, судебной власти — назначаются на должность Главой государства для обеспечения большей независимости от иных ветвей государственной власти. Однако, несмотря на различие функций, основной целью деятельности всех ветвей государственной власти является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (см. комментарий к ст. 2). В этом смысле все перечисленные ветви государственной власти образуют единую систему органов. И Россия не составляет исключения.

Однако федеративное государство — сложно устроенное образование. Одна из сложностей состоит в том, что федеральные органы власти преимущественно избираются всем населением страны, а субъекты, как государствоподобные образования, обладают значительной самостоятельностью в вопросах формирования собственных органов государственной власти. При этом их население и политическая элита при формировании этих органов руководствуются собственными, в ряде случаев местническими, интересами, не всегда совпадающими с интересами государства. Особенно наглядно это проявляется при избрании Главы субъекта Федерации. Недолгая демократическая история развития России показала: на должности губернаторов субъектов или Президентов Республик иногда избирались яркие личности, завоевавшие симпатии избирателей, но имевшие минимальные знания и опыт в управлении не только гражданскими структурами, но и экономикой вообще.

Именно этим обстоятельством объясняется стремление центральной власти изменить порядок формирования Глав субъектов Федерации. Указанным выше Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введен новый порядок избрания Президентов республик в составе РФ и Губернаторов остальных субъектов Федерации. Отныне они избираются не непосредственно населением, а законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в числе одного кандидата, рекомендованного на эту должность Президентом России. Неизбрание рекомендованного кандидата влечет за собой досрочный роспуск парламента субъекта.

Авторы настоящего комментария полагают, что такой порядок нарушает право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти (см. комментарий к ст. 3 и 32), а также противоречит смыслу ст. 77 Конституции (см. комментарий). Если федеральный центр в целях обеспечения государственной целостности России стремится повысить личные качества избираемого Главы субъекта Федерации, он должен воспользоваться правом выдвинуть своего кандидата на свободные, конкурентные выборы, но осуществлять этот выбор должны непосредственного избиратели.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Одним из наиболее сложных вопросов в организации государственной власти федеративного государства является оптимальное разграничение полномочий между центральной и региональной властью. Как показывает зарубежный опыт, различные государства используют разные способы деления этих полномочий, основанные на собственных национально-исторических традициях, но и в этом случае время от времени наступает необходимость их пересмотра в связи с изменившимися политическими, экономическими или иными реалиями. Россия в момент принятия Конституции 1993 г. оказалась именно в такой ситуации. Широкомасштабная реформа федеративных отношений потребовала пересмотра отношений между центром и регионами не только по форме, но и по существу.

Конституция 1993 г. впервые наряду с традиционным понятием «полномочия» использует новый для российского конституционного права термин «предметы ведения». Это более широкое понятие, означающее, на наш взгляд, перечень вопросов и направлений деятельности, относящихся к исключительному решению соответствующим уровнем публичной власти. Таким образом, Конституция в ст. 71 (см. комментарий) определяет ту группу вопросов, которые решает исключительно федеральная власть, по остаточному принципу устанавливается круг вопросов, решаемых самостоятельно каждым субъектом Российской Федерации (см. комментарий к ст. 73), и наибольшую группу составляют те вопросы, которые центральная и региональные власти решают совместно (см. комментарий к ст. 72).

Однако следует отметить, что, в отличие, скажем, от ФРГ, где эти вопросы решаются в порядке конкуренции, в России Конституция сохраняет в этой части принцип исключительности за каждым уровнем государственной власти. Иными словами, применяется принцип последовательности: сначала федеральная власть издает свой закон, а затем субъект Федерации дополняет его собственным, не противоречащим федеральному нормативно-правовым актом (см. комментарий к ст. 76).

Из принципа разграничения предметов ведения логично вытекает принцип соответствия полномочий того органа государственной власти, который реализует предметы ведения, набору и содержанию этих вопросов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип равноправия и самоопределения народов. Как отмечалось выше (см. комментарий к преамбуле), Россия — многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку (см. комментарий к ст. 19 и 26).

Равноправие не исключает самоопределения каждого народа в условиях его самобытности и национально-этнических традиций и особенностей. В этих целях Конституция устанавливает дополнительные гарантии для развития малочисленных народов России (см. комментарий к ст. 69), гарантирует развитие национальных языков (см. комментарий к ст. 26 и 68), свободу вероисповедания (см. комментарий к ст. 28) и иные формы самоопределения.

4. Часть 1 настоящей статьи устанавливает «горизонтальное» равноправие субъектов, т.е. равенство в правах между собой (см. комментарий к ч. 1 ст. 5). А в части 4 той же статьи Конституция устанавливает «вертикальное» равноправие, т.е. равенство прав и возможностей субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Таким образом, отменяется принцип исключительности, действовавший в некоторых случаях на предшествующих этапах развития федеративных отношений. Это означает, что все субъекты Федерации обладают равными правами и обязанностями по отношению ко всем федеральным органам государственной власти.

Читайте так же:  Как правильно писать акт

ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КОРОЛЕВСТВЕ ТАИЛАНД

Субъекты Российской Федерации

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов.

Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Россия в Кыргызстане

Информационный портал создан при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызстане

Разработано совместно с Ext-Joom.com

Самое популярное

Выезжающим в Россию советуют проверить себя в «черном списке» ФМС

Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД

В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию

Получить гражданство РФ станет сложнее

Объявления и конкурсы

Приглашаем к участию в конкурсе «Уроки Победы»

Проходит прием заявок на участие в проекте «Горячее сердце»

Стартовал прием заявок на участие в форуме «Диалог на Волге: мир и взаимопонимание в XXI веке»

Продлен прием работ на конкурс детского рисунка, посвященный Дню Победы

Диктант Победы в Кыргызстане

85 СУБЪЕКТОВ РОССИИ С ЦЕНТРАМИ

Список субъектов Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2017 года)

Республики административный центр

Края административный центр

Области административный центр

32. Амурская область

33. Архангельская область

34. Астраханская область

35. Белгородская область

36. Брянская область

37. Владимирская область

38. Волгоградская область

39. Вологодская область

40. Воронежская область

41. Ивановская область

42. Иркутская область

43. Калининградская область

Города федерального значения

Автономная область административный центр

81.Еврейская АО Биробиджан

Автономные округа административный центр

Государственное устройство России, его структура

Государственное устройство РФ

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Она имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Республика имеет конституцию. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации состоят 88 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов. 1 декабря 2005 года произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор (совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ). О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ.

Распределение полномочий основано на делении всех вопросов государственной жизни на три группы.

Предметы ведения Российской Федерации;

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ

Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих в разрез с функциями государства. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов. Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Ему подчинены силовые министерства. Обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации. Это означает, что ни один законодательный акт Российской Федерации не может быть принят, минуя парламент, который обладает всей полнотой компетенции в сфере законодательства. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население России, а Совет Федерации и призван выражать интересы субъектов РФ.

Читайте так же:  Что нужно для дарственной на квартиру

— В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

— Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Правительство РФ обладает широким кругом полномочий. В пределах своей компетенции осуществляет реализацию внутренней и внешней политики государства, регулирование в социально – экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Организация государственной власти субъектов РФ

Законодательные собрания субъектов РФ .Законодательные собрания субъектов РФ – это органы представительства населения субъекта Федерации, его законодательные органы. Разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением законов и других решений парламента. К полномочиям законодательных органов субъектов относится:

— принятие и изменение конституции (устава) Субъекта РФ;

— законодательное регулирование вопросов отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ и вопросов отнесенных к исключительному ведению субъектов РФ.

— утверждение бюджета субъекта РФ и программ социально – экономического развития

— установление местных налогов и сборов, порядка управления собственностью субъекта РФ.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ. Составной частью системы исполнительной власти в России являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Выделяют четыре вида органов исполнительной власти:

1.Органы исполнительной власти субъекта, во главе которых находится президент республики. В республиках президент является одновременно главой субъекта, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти;

2.Органы исполнительной власти, когда во главе их стоит правительство и его глава (республика Карелия);

3.Органы исполнительной власти субъекта, которые возглавляет глава администрации (губернатор и др.). В таких субъектах правительство не образуется.

4.Органы исполнительной власти – глава администрации субъекта, ему подчинен коллегиальный орган – правительство субъекта РФ.

В большинстве субъектов РФ действуют органы исполнительной власти третьего вида.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

— обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ;

— представляет субъект РФ в отношениях с федеральными государственными органами, другими субъектами РФ, органами местного самоуправления;

— подписывает и обнародует законы субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган в соответствии с законодательством субъекта РФ;

Судебная власть Российской Федерации. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, представляющее собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные окружные арбитражные суды, федеральные арбитражные суды в субъектах, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.

Прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Центральный банк РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля.

Счетная палата РФ. Осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности.

Центральная избирательная комиссия. Руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской

Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан

Государственное устройство – политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Источники


  1. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  2. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
Российская федерация состоит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here