Участки недр это

Полезная информация по вопросу: "Участки недр это" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 2.3. Участки недр местного значения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 2.3

Статья 2.3. Участки недр местного значения

К участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

См. комментарии к статье 2.3 настоящего Закона

Основные виды пользования недрами и приобретение прав на них

Основные виды пользования недрами

Основными видами пользования недрами являются:

1) геологоразведочные работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологоразведочные работы по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, а также геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча (опытно-промышленная эксплуатация) может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Приобретение прав на недропользование

В России существуют две системы недропользования: ! лицензионная; ! концессионная.

В первом случае право на использование недр приобретается посредством получения лицензии. Во втором случае посредством заключения договора о разделе продукции с последующей выдачей лицензии.

При предоставлении недр в пользовании используется принцип «двух ключей», заключающийся в том, что такие права может предоставлять Российская Федерация и ее субъекты.

Участок недр предоставляется пользователю решением Правительства Российской Федерации, совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр (в настоящее время таким органом является министерство природных ресурсов Российской Федерации) или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, решением федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованным с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решения о передаче недр в пользование принимаются по результатам конкурса или аукциона, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, при предоставлении недр в пользование на условиях раздела продукции.

Основанием для пользования недрами является лицензия и соглашение о разделе продукции.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия не может быть продана или переуступлена недропользователем.

Соглашение о разделе продукции — является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, и на ведение, связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции. Предоставление участков недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции также оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанными участками.

При переходе права пользования участком недр, например, изменения правового статуса фирмы, лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

Сроки пользования недрами

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока для:

! геологического изучения — на срок до 5 лет;

! добычи полезных ископаемых — до 20 лет или на срок отработки месторождения полезных ископаемых;

! краткосрочной добычи полезных ископаемых — на срок до 1 года;

! добычи подземных вод — на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Читайте так же:  Как написать исковое заявление в суд на алименты

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Понятие «участок недр». Участки недр, предоставляемые в пользование. Виды участков недр

В законах и иных нормативных правовых актах понятия «участок недр» и «недра» нередко неправомерно отождествляются. Под участком недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» следует понимать используемую часть недр, представляющую собой геометризированный (ограниченный географическими координатами) блок недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Гражданское законодательство относит участки недр к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость). Участки недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается законодательством о недрах.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Федеральный орган управления государственным фондом недр по согласованию с субъектами РФ вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

Участки недр совместным решением органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования и субъекта РФ могут подразделяться на участки недр федерального, регионального и местного значения.

Статус участков недр федерального значения в соответствии с законодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по международным договорам. Статус объектов федерального значения они получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органов государственной власти субъектов РФ.

Понятие «участок недр» по мере успешного проведения поисковых и разведочных работ правомерно заменяется понятием «месторождение».

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, может включаться в Федеральный фонд резервных месторождений.

В соответствии с законодательством о недрах к объектам федерального значения, в частности, могут относиться месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в РФ. Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении к таким объектам вносится на рассмотрение Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти.

Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено месторождение газа.

В целях обеспечения энергетической безопасности РФ часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном федеральным законом порядке отнесена на последующий период, решением Правительства РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного координировать деятельность организаций топливно-энергетического комплекса РФ, может быть включена в Федеральный фонд резервных месторождений газа. Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы.

При включении в Федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования ЦБ РФ. Правительство РФ предусматривает соответствующие расходы в федеральном бюджете.

Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из Федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством РФ.

В целях обеспечения надежного газоснабжения в РФ Правительство РФ может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации-собственнику Единой системы газоснабжения, организации-собственнику региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию [88].

Организации, которой передано месторождение газа федерального значения в эксплуатацию, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством РФ.

Законодательством предусмотрено выделение Федерального фонда резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, который формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения в перспективе потребностей РФ в драгоценных металлах и драгоценных камнях.

В него включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования.

Решение о включении отдельных разведанных месторождений в Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ.

Распоряжение этим фондом осуществляется Правительством РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Условия использования разведанных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых располагаются указанные месторождения.

Участок недр предоставляется пользователю решением Правительства Российской Федерации, совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей.

Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

Информация об изменениях:

Статья 2.1 изменена с 12 июня 2018 г. — Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ участки недр федерального значения, содержащие россыпные и техногенные месторождения алмазов и металлов платиновой группы, а также проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы, утрачивают статус участков недр федерального значения со дня вступления в силу названного Федерального закона и подлежат исключению из опубликованного в соответствии с частью второй статьи 2.1 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) перечня участков недр федерального значения в течение девяноста дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Читайте так же:  Штраф за несвоевременную замену водительских прав

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.

[1]

Положения частей пятой и шестой статьи 2.1 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ) применяются в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу названного Федерального закона и не применяются в отношении участков недр, которые расположены в Балтийском море, а также участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу названного Федерального закона

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящем Законе понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

См. комментарии к статье 2.1 настоящего Закона

Недра, части и участки недр: понятие, виды.

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах»

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Неиспользуемые части недр — одна из составляющих государственного фонда недр наряду с используемыми участками недр. У них не определены геометрические пропорции участка.

Законодательство о недрах выделяет четыре вида участков недр, имеющих различный правовой режим: участки недр федерального, регионального и местного значения, а также участки недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции.

Участки недр федерального значения

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:

извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;

запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;

запасы коренного золота от 50 тонн;

запасы меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Участки недр местного значения

К участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

[3]

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

66. Правовые средства охраны недр.Федеральное агенство по недропользованию.

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

Читайте так же:  Порядок регистрации новорожденного по месту жительства

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется государственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации — включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является охрана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд геологической информации (в последнем случае — с условием ее использования в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.

Статья 23 ФЗ «О недрах» «Основные требования по рациональному использованию и охране недр»устанавливает основные требования по рациональному использованию и охране недр:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Читайте так же:  Лишили прав второй раз

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Земельный участок и недра под ним

Соискатель кафедры гражданского

права юридического факультета ЮФУ

Южный Федеральный Университет, Россия

Земельный участок и находящиеся под ним недра представляют собою различные объекты гражданских правоотношений, что предопределено различием земельного законодательства [1] и законодательства о недрах [2], несовпадением правовых и функциональных характеристик. Так, недра принадлежат исключительно Российской Федерации, какие-либо права в отношении недр у других лиц могут быть обусловлены лишь правами из соответствующих договоров (но не вещных прав), а недра в таких случаях рассматриваются не как часть земли, а в качестве «геометризованного блока», оформленного как горный отвод (ст. 7 Закона о недрах). Земельные же участки могут принадлежать различным субъектам, а в силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ непременно рассматриваются как часть земельной поверхности (т.е. в качестве лишь площади, территории) и т.д.

Между тем, использование участка недр обычно невозможно без того или иного воздействия на поверхность соответствующего участка, что требует предоставления недропользователю определенных возможностей и в отношении земельного участка, находящегося над недрами (для размещения оборудования, производства работ, складирования и пр.). На практике это вопрос решается отдельно, путем оформления прав и на требуемый земельный участок. Однако никаких общих правил, увязывающих вопрос о предоставлении права использовать недра с правами на земельный участок до сих пор нет.

Отсутствует решение этого вопроса «в пакете» (то есть одновременно с предоставлением права недропользования) и в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) [3]. Несколько проще эта проблема решается при заключении соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [4], поскольку предварительно все подобные вопросы обсуждаются и регулируются и на региональном уровне. Но сами такие соглашения — уникальны и не могут служить примером.

Любопытно, в Республике Казахстан предусмотрена обязанность местных органов власти выделять земельный участок всякому недропользователю в целях, предусмотренным соответствующим контрактом. [5]

Разумеется, существует несколько ситуаций, когда для использования природных ресурсов нет потребности получать отдельные права на земельный участок (например, собственник участка является одновременно пользователем). Так, в соответствии с п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник вправе обрабатывать землю, использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, обводненные карьеры, возводить здания и строения, проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные мероприятия. А в соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общеполезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт. Правительство РФ по каждому субъекту РФ, с учетом распространенности таких полезных ископаемых, утверждает их списки (обычно это песок, глины, кварциты, торф, мел и т.п.).

Наконец, в силу ст. 221 ГК РФ в собственность гражданина или иного лица переходят общедоступные для сбора части недр, например, свободные для сбора отдельные камни при выходе горной массы на поверхность.

Однако все это случаи, лежащие за пределами обычного недропользования промышленного характера.

Разумеется, идеальным (и простым) способом выхода из ситуации было бы установление правила о том, что всякое лицо, обладающее земельным участком, одновременно обладает и правом собственности на недра, и наоборот. В ряде стран сходные правила установлены, но существует масса ограничений и исключений [6].

Некоторые изменения относительно обсуждаемого вопроса намечены в Концепции развития гражданского законодательства и Проекте ГК РФ [7].

Так, в ст. 301.9. Проекта ГК РФ предусмотрен «горный сервитут», но в действительности это не сервитут в отношении недр, а сервитут в отношении земельного участка, «расположенного над площадями залегания полезных ископаемых, или иного служащего земельного участка, необходимого для использования господствующего участка недр, для пользования участком недр, являющимся господствующей вещью, в целях добычи полезных ископаемых». Горный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения. Но горный сервитут не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).

Надо заметить, что такое понимание горного сервитута несколько отличается от сложившегося ранее в доктрине [8]. До настоящего времени законодательство о недрах не содержит самого понятия «горный сервитут» или аналогичного ему, а правила о земельных сервитутах (ст. 274 ГК РФ) не могут быть использованы в силу специфики недр и технологии их добычи.

Читайте так же:  Основания для удержания алиментов

В Проекте нового Закона о недрах, предложенного группой ученых, под горным сервитутом понимает ограниченное целевое право недропользователя требовать от соседнего недропользователя предоставить ему использование данного участка недр, если без этого он не может использовать собственный участок недр в соответствии с разрешением или договором [9]. Заметно, что часть конструкции «горного сервитута» (зависимость участков) авторами взята из понятия земельного сервитута (ст. 274 ГК РФ) и это ограничивает ее использование только случаями, когда перед нами два участка недр. Согласиться с высказанными соображениями трудно лишь потому, что право собственности государства мешает устанавливать сервитут при единстве этого права на все участки недр. Но и Проект ГК РФ, предусматривающий установление ограниченного права лишь на земельный участок, не дает ответа на вопрос о том, как решать вопросы взаимодействия между лицами, разрабатывающими сопряженные участки недр.

Полагаем, для целей недропользования часто достаточно обычного сервитута (ст. 301 по Проекту ГК РФ), в том числе сервитута перемещения или строительного.

Исходя из конкретных задач недопользователя и условий добычи недр, для решения обозначенной проблемы могут быть использованы и другие вещно-правовые институты, например, право постоянного землевладения (ст. 299 по Проекту ГК РФ). Однако узуфрукт, в силу специфики его субъектного состава, предусмотренной ст. 302 Проекта ГК РФ, использован быть не может.

Представляет интерес и ст. 296.8 Проекта ГК РФ, посвященная праву собственности на участки недр. Если первый пункт этой статьи фактически лишь повторяет сложившееся понимание участка недр как «геометризованного блока недр», то несколько неожиданно решается вопрос о связи прав на земельный участок и недра под ним в следующем пункте. Предусмотрено, «собственник земельного участка имеет на участок недр, расположенный под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд. Мы полагаем, что это право все же не есть право собственности на недра, а в целом данную норму следует понимать ограниченно, не иначе, как с позиций указанных ранее п.1 ст. 40 ЗК РФ и ст. 19 Закона о недрах.

Не менее важно и положение п. 3 ст. 296.8 Проекта ГК РФ о том, что правила ГК РФ о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются участки недр, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений. Таким образом, впервые сформулирована норма о прямой связи земельных участков и участков недр – хотя бы в части использования правил о собственности. Это открывает новые возможности для развития правоприменительной практики.

1. Прежде всего это Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. Далее – ЗК РФ.

2. В его основе Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2391-I «О недрах»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №16. Ст. 834, далее – Закон о недрах. Есть и другие, см., например: ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18.

3. См.: Засорин А. Приобретение земельных участков дл целей недропользования//Корпоративный юрист. 2010. № 6. С. 34-41. Некоторые предложения также высказаны в письме Минэконоразвития от 17 апреля 2009 г.

4. ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18. Далее – ФЗ о соглашениях о разделе продукции.

5. Cм.: Басин Ю.Г. Основания возникновения прав землепользования и недропользования// Басин Ю.Г. Избранные труды. Алматы: АЮ-ВШП «Эдилет», НИИ частного права АН РК, 2003. С. 224-236. См. также: Вещные права в Республике Казахстан/Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: Жети Жаргы, 1999. С. 255 и далее (автор – М.К. Сулейменов).

6. См. об этом: Сулейменов М.К. Право и собственность в Республике Казахстан// Сулейменов М.. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2006. С. 256-257; в США и Канаде используется также система резервирования прав на недра за федеральным Правительством даже после перехода земельного участка в частную собственность, см.: Данилова Н.В. О юридической природе права государства на недра// Ученые записки Тюменского государственного университета: Сб. научн. трудов. Вып. 4. Тюмень, 2002. С. 24-31;

7. См. Концепция развития гражданского законодательства//Вестник гражданского права. 2009. №11; о Проекте изменений и дополнений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ см., например: http://arbitr.ru, электронный ресурс, дата обращения – 30.02.2012.

8. См., например: Калинин И. Природоресурсные сервитуты// Российская юстиция. 2002. № 3. С. 23-25.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. См.: Новикова Е.В. Волков Г.А. Каким быть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика. 2003. № 11. С. 4-23.

Источники


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Участки недр это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here