Уголовно исполнительное право лекции

Полезная информация по вопросу: "Уголовно исполнительное право лекции" от профессиональных юристов. Если будут вопросы - обращайтесь к дежурному специалисту.

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.

Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.

В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.

Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.

Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),

В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права

Обеспечивая исполнение правоохранительной функции, государство сталкивается с проблемой применения мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение. В статье 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства провозглашены человек, его права и свободы. Но, обеспечивая правопорядок в стране, государственные органы вынуждены применять по отношению к своим гражданам меры принуждения. Особенно остро эта проблема проявляется при исполнении уголовных наказаний. Реформы в обществе, изменение социальных ценностей повлекли за собой необходимость коренного пересмотра правовой системы в России. Принятие нового уголовного кодекса в свою очередь потребовало изменение уголовно-исполнительной системы.

Уголовное право, определяя понятие преступления, его состав, устанавливая виды наказания, определяя конкретные деяния, за совершение которых судом назначается уголовное наказание, не рассматривает порядок и условия исполнения уголовных наказаний. Эта задача ложится на отдельную отрасль российского права – Уголовно-исполнительное право.

Данная отрасль права развивалась и развивается в рамках различных отраслей знаний как у нас в России, так и за рубежом. Укажем лишь только её названия: пенитенциарное право, пенология, тюрьмоведение, исправительно-трудовое право, уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а ещё ранее – тюрьмоведения и пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в XIX веке. Несмотря на различные наименования, предметом их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трёх значениях:

а) как отрасль науки;

б) как учебная дисциплина;

в) как отрасль права (законодательства).

Уголовно-исполнительное право как наука – область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Читайте так же:  Наказание в виде принудительных работ исполняется

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом, за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение).

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая категория. Под сущностью исправления осужденных следует понимать их ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.

Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

Уголовно исполнительное право лекции

Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда.

Особенностью данной отрасли законодательства являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, исполнение остальных видов уголовных наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.

С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции развития системы исполнения уголовных наказаний, обусловленные изменениями в политической, экономической и общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.

3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по октябрь 2007 г. в него 28 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены одиннадцать статей, корректировке подверглось более 100 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.

Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“». Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». Упростить порядок реализации права на свободу совести и вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений, призвано исключение из ч. 5 рассматриваемой статьи и дополнение ст. 118 УИК РФ ч. 2.1, которая предусматривает посещение этих осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

[2]

Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 УИК РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Читайте так же:  Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является

В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 УИК РФ.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).

Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 УИК РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 УИК РФ).

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 – 2007 гг.

Значительное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий будут созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.

I. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970 – 1980-е гг.).

П. Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ (начало 1990-х гг. – 1996 г.).

III. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. – по настоящее время).

Наиболее перспективным путем развития уголовно-исполнительного законодательства остается совершенствование формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и предусматривающего механизм реализации закрепленных в нем норм. В то же время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных УИК РФ. Данные законодательные акты должны дополнять и развивать его отдельные положения, конкретные аспекты отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, подлежащие дополнительному регулированию.

Уголовно исполнительное право лекции

В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

[1]

Конспект лекций по уголовно-исполнительному праву подготовлен с целью оказания помощи слушателям в изучении данного предмета. Автор не стремился к подробному рассмотрению всех изучаемых вопросов. Некоторые вопросы, по мнению автора представляющие интерес в изучении, рассматриваются в нем более подробно, другие, не представляющие сложности – рассматриваются кратко. Уделяя внимание истории развития уголовно-исполнительного права в России, автор преследовал цель информационного характера, т.к. данный вопрос в юридической литературе освещен слабо.

Читайте так же:  Как написать письмо в суд

В то же время курс лекций составлен с учетом требований, предъявляемых к высшему юридическому образованию. В нем имеется необходимый минимум информации, который должны усвоить слушатели.

Для более полного изучения уголовно-исполнительного права необходимо обратится также к другим источникам, список которых прилагается в конце курса.

За последние годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. Данный конспект лекций переработан и в него внесены изменения в соответствии с действующим законодательством на 10.01 2007 года.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко В.Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Тема 7: Уголовно-исполнительное право ведущих зарубежных стран.
7.1. Пенитенциарная система Швейцарии

Зубарев Сергей

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Коновалова И.А.

М.: МИЭМП, 200 4 . — 43 с.

Конспект лекций позволяет студентам юридического факультета усвоить основные положения теории уголовно-исполнительного права, сформировать системное представление о социальном назначении и содержании дисциплины для создания необходимой предпосылки правильного применения его норм в практической деятельности.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ 7
РАЗДЕЛ 1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 1. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ИСПОЛНЕНИЮ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ 7
ТЕМА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ 11
ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ 13
РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА 16
ТЕМА 5. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ АРЕСТА И ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ 20
ТЕМА 6. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 23
ТЕМА 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 25
ТЕМА 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ ..30
ТЕМА 9. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ 32
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Видео (кликните для воспроизведения).

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Лекции УИП ч. 1. Лекции УИП ч. Лекции ч. 1 030900. 62 Юриспруденция, Без профиля

Название Лекции ч. 1 030900. 62 Юриспруденция, Без профиля
Анкор Лекции УИП ч. 1.doc
Дата 18.01.2018
Размер 0.61 Mb.
Формат файла
Имя файла Лекции УИП ч. 1.doc
Тип Лекции
#14508
страница 1 из 13
Подборка по базе: менеджмент лекции.docx, Курс лекции Воен.гиги 2018.docx, МДК.03.02 Инвестиции Лекции.docx, 1_Габер_анатомия физиология и патология органов слуха_Содержание, Проблемы назначений наказания судом 030900.68.pdf, 0305 Контрольный тест к Лекции № 03.doc, Пример лекции (Баева Ю.В., АС-293).pdf, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ по теории обучения.doc, Социология лекции.doc, . Лекции кратко.docx.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ — «НИНХ»

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Лекции ч. 1

030900.62 «Юриспруденция», «Без профиля»

НОВОСИБИРСК

Раздел 1. Общая часть дисциплины

Тема 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовно-исполнительного права и его место в системе отраслей российского права. Наука уголовно-исполнительного права
Вопросы темы:

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права.

2. Принципы уголовно-исполнительного права.

3. Цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Структура уголовно-исполнительного права.

5. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права

С принятием УИК РФ завершился один из важных этапов реформирования отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное.

Уголовно-исполнительное право Российской Федерации (УИП РФ)это совокупность юридических норм, установленных государством, закрепляющих основные принципы уголовно-исполнительной политики и определяющих формы, методы, средства и порядок деятельности исправительных учреждений и иных государственных органов по исполнению и отбыванию уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия, путём регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования.

Предметом уголовно-исполнительного права является регулирование:

— общественных отношений, возникающих при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осуждённым средств исправления;

Видео (кликните для воспроизведения).

— общественных отношений, возникающих в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в том числе и оказанию им помощи в исправлении осуждённых;

— общественных отношений, возникающих между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осуждённых или посещением исправительных учреждений.

Методом правового регулирования процесса исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, зависящим от предмета и выступающим в качестве вспомогательного признака отрасли права, является императивный или метод властного приказа, предполагающий неравенство субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Однако не исключается возможность применения и иных методов правового регулирования, в частности диапозитивного, метода поощрения и т.д.

2. Принципы уголовно-исполнительного права

В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы.

Принципы — субъективная категория, поскольку они формулируются людьми в процессе их сознательной деятельности.

Вместе с тем они имеют объективное содержание, поскольку в них отражаются требования объективно действующих в обществе законов.

Следовательно, под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать те отправные, обусловленные объективными закономерностями общественного развития положения, которые, будучи закреплёнными нормами уголовно-исполнительного права, определяют всё его содержание.

В отличие от ранее действовавшего Исправительно-трудового кодекса РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) закрепляет определённую систему принципов уголовно-исполнительного права (ст.8), но не раскрывает их содержание.

Принципы уголовно-исполнительного права слагаются из трех групп: общеправовых, межотраслевых и отраслевых.

Общеправовые принципы — это исходные начала для всего права в целом и для всех его отраслей. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительное законодательство относит: принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом.

Принцип законности — основополагающий принцип права, сущность которого, применительно к уголовно-исполнительному законодательству, можно сформулировать следующим образом:

— порядок и условия исполнения уголовных наказаний, а равно иных мер уголовно-правового воздействия определяются только законом;

— осуждённые, в отношении которых исполняется уголовное наказание или применяются иные меры исправительного воздействия, несут обязанности и пользуются правами, установленными законом;

— исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении осуждённых организуется администрацией учреждений и органами государства, а в необходимых случаях — при участии общественных объединений, на основании и в пределах, определяемых вступившим в законную силу приговором суда, в строгом соответствии с требованиями закона.

Данный принцип нашёл своё отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих правовой статус осуждённых, а также в ст. 19-23, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Гарантиями обеспечения законности является возможность беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказание, со стороны представителей органов государственной власти и должностных лиц, пользующихся правом контроля за их деятельностью (ст.24 УИК РФ), а также закреплённое в ст. 12 право осуждённых на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами.

Принцип гуманизма находит выражение в том, что:

— установленные законом порядок и условия исполнения уголовных наказаний и иных мер исправительного воздействия на осуждённых исходят из возможности их исправления и предполагают обязательное соединение мер уголовного наказания с применением воспитательных средств воздействия на осуждённых;

— оказание необходимой социальной помощи как в период исполнения приговора суда, так и при освобождении, закрепление определённой системы, способствующей расширению прав и льгот осуждённым вплоть до условно-досрочного освобождения;

— исполнение уголовных наказаний не имеет целью причинение осуждённому физических страданий или унижение ею человеческого достоинства.

Данный принцип закреплён в ст. 10-12, 89, 92-93, 97 УИК РФ.

Принцип демократизма проявляется в том, что: во-первых, уголовно-исполнительное законодательство предоставляет определённые права субъектам РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания; во-вторых, предусматривает порядок беспрепятственной подачи и разрешения в определённые сроки жалоб и заявлений осуждённых, свободу выбора ими языка обращения и переписки; в-третьих, контроль со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а также содействие их работе общественных объединений (ч.4-5 ст.12; ст. 15; ст.19-24 УИК РФ).

Принцип равенства осуждённых перед законом базируется на ст. 19 Конституции РФ. Вместе с тем следует иметь в виду, что равенство осуждённых перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершённого преступления и т.д. (ст.11; ч.2 ст.103; ч. З ст.109; ч.1 ст.112 УИК РФ).

К числу межотраслевых принципов, то есть положений, присущих нескольким отраслям права, в частности уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву, относятся принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и принцип неотвратимости наказания.

Дифференциация предполагает применение одинаковых по объему и характеру форм и методов исправительного воздействия к определённой группе осуждённых со сходными признаками и характеристиками их личности, поведения и т.п. (например, ст.74 — виды исправительных учреждений, ст.87 — условия отбывания наказания, ст.78 — основания изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденных и отношения к труду).

Индивидуализация исполнения наказания базируется на учёте индивидуальных особенностей личности осуждённого и его поведения. Нормы УПК определяют правовую основу индивидуализации наказания осуждённою путём закрепления основных средств исправления (С1. с ), 100-110 УИК), регламентации правового статуса осуждённых, порядка и условий его изменения (гл.11 УИК РФ), установления мер поощрения и взыскания, применяемых к осуждённым (ст. 113, 115, 134, 136 УИК РФ и т.д.), т.е. при индивидуализации применение форм и методов исправительного воздействия сориентировано только на конкретную личность.

Принцип неотвратимости наказания в общей форме сформулирован в нормах уголовно-процессуального права, где указывается, что ни одно преступление не должно остаться нераскрытым. Применительно к уголовно-исполнительному праву данный принцип интерпретируется как: каждое назначенное судом наказание должно быть надлежащим образом исполнено, пока не истечёт его срок или оно не будет в законном порядке отменено.

В системе отраслевых принципов — принципов, присущих исключительно уголовно-исполнительному праву, — выделяют:

— принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления, т.е. акцентирование внимания на тяжесть совершённого преступления, личность осуждённого и его предыдущее поведение (ст. 29, 32, 46, 190 — устанавливающие ответственность осуждённых; ст. 58, 71, 115, 136, 153, 168 — меры взыскания и порядок их применения в ст. 59, 117, 119, 137, 138, 169 УИК РФ);

— стимулирование правопослушного поведения раскрывается через закреплённую в нормах УИК возможность применения мер поощрения (ст.45, 57, 71, 113, 134, 153, 167), а также в ряде статей УИК РФ, хотя и не предусматривающих меры поощрения, тем не менее носящих поощрительный, стимулирующий характер (например, ст. 89; 97 УИК РФ и др.);

— соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осуждённым различных мер воспитания. Это может быть труд, обучение, профессиональная подготовка и т.д. (ст. 9, 103, 109, 112 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Зубарев С.М.

4-е изд., испр. и доп. — М.: 2010. — 1 76 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

Литература и нормативно-правовые акты к темам 1 — 10 см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

Исполнение уголовных наказаний — фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность — это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

Под социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

Ее мож­но условно разделить на политику:

— в сфере профилактики пре­ступности;

— уголовную (уголовно-правовую) политику,

— полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

Все направления политики тесно связаны между собой.

Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

Президент – Федеральное собрание.

Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания, федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому — 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около — 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия понятия уголовно-исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовно-исполнительное право понимается в 3-х значениях:

1 — как отрасль права

2 — как отрасль науки

3 — как самостоятельная учебная дисциплина.

Как отрасль права – УИП это государственная воля, возведённая в систему юридических норм, предусматривающих основания, принципы и другие общие положения исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, виды учреждений и органов исполняющих наказания.

Как отрасль науки – представляет собой систему взглядов и знаний о закономерностях развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительном законодательстве, практике его применения, а также правовом регулировании порядка и условий исполнения уголовных наказаний, осуществлении исправительного воздействия на осужденных.

Уголовно-исполнительное право (курс) – это преподаваемый в ВУЗе курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положений науки уголовно-исполнительного права.

Коренные преобразования в экономике, поли­тике, идеологии и праве российского государства последних лет, адекватно отражаются в уголовно-исполнительной политике. Хотя всегда следует помнить замечание Томаса Джефферсона, а именно: «Не пытайтесь сделать добра больше, чем люди способны выдержать».

Однако, в рассматриваемой сфере немало про­блеем. Главная: по состоянию на конец 2012 года, в местах лишения свободы и предварительного заклю­чения содержится у нас, вдумайтесь в эту цифру, 700 тыс. человек.

Причем существенная часть этих людей изоли­рована от общества по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают и иные наказания, а не только лишение свободы.

Государство не в состоянии обеспе­чить этим людям ни нормальные условия содержания, ни пос­ледующую социальную реабилитацию.

Следствием этого ста­новится разрушение семей, ухудшение здоровья населения и морального климата в обществе.

[3]

Проблема из юридической, — переросла в социальную.

Уголовно-исполнительное право одно из важнейших отраслей права, которое выступает средством противодействия преступности, особенно в таком его крайнем проявлении, как рецидивная преступность.

Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 1360 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте так же:  Что делать если декретные задерживают

Источники


  1. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
Уголовно исполнительное право лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here